Как сообщил Сулейменов, законопроектом предлагаются поправки в бюджетное законодательство по шести основным направлениям. В частности, для упрощения реализации бюджетных программ предлагается исключить такие этапы их согласования, как утверждение бюджетных программ государственных органов, не разрабатывающих стратегические планы, без согласования с Миннацэкономики. При этом остается согласование с министерством финансов остается. Также предлагается внести изменения в бюджетные программы при корректировке бюджета без согласования с Миннацэкономики, внести изменения в бюджетные программы по инициативе госорганов при перераспределении средств внутри бюджетных программ без согласования с МНЭ и Минфином.
«Это позволит сократить согласование бюджетных программ на каждом этапе в среднем на 10 дней», - заверил министр.
Кроме того, предлагается отменить соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие, которые на сегодня во многом дублируют бюджетные программы.
«В результате, - подчеркнул Сулейменов, сократится более 1,5 тыс. документов на центральном и местном уровнях».
Что касается административных расходов центральных госорганов, их предлагается планировать общим лимитом, который будет определяться министерством финансов. Все это упростит подготовку бюджетной заявки, сократит сроки ее рассмотрения и объем представляемой документации.
По второму направлению предлагается расширить самостоятельность администраторов при реализации бюджетных программ. Тем самым позволить им перераспределять средства между бюджетными программами без уточнения бюджета (через постановление правительства) в объеме не более 10% при неэффективном исполнении бюджетных программ и при неосвоении средств; перераспределять на местах минимальные объемы финансирования в рамках трансфертов общего характера; и перераспределять экономию по текущей подпрограмме на подпрограмму развития внутри одной бюджетной программы.
«При этом снимается ограничение по перераспределению средств внутри бюджетных программ по инициативе государственного органа один раз в квартал. Все это позволит более качественно осваивать средства в течение года», - уверен министр.
Для упрощения процедур планирования проектов ГЧП предлагается весь процесс сократить с пяти до трех этапов, что позволит сократить сроки подготовки проектов с семи до трех месяцев.
В рамках реализации новой Концепции формирования и использования Национального фонда определение ненефтяного дефицита приводится в соответствие с методикой МВФ (из расчета исключается ЭТП на нефть) с утверждением его уровня в законе о республиканском бюджете.
«Это повысит роль этого показателя как одного из главных индикаторов фискальной политики», - заверил Сулейменов.
Кроме того, предусматривается усиление мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора через отдельный порядок, который будет утверждаться правительством.
Для повышения эффективности средств, выделенных квазигоссектору на увеличение уставных капиталов, в бюджетном кодексе предлагается предусмотреть возможность использования остатков на счетах. Это произойдет за счет уменьшения уставного капитала субъекта квазигосударственного сектора путем выкупа акций эмитентом у государства или уменьшения номинальной стоимости акций; финансирования реализуемых или новых инвестиционных проектов субъекта квазигосударственного сектора через корректировку или разработку нового ФЭО и одобрение на республиканской бюджетной комиссии; использования суммы экономии на цели развития, не превышающей 50 000 МРП без корректировки финансово-экономического обоснования.
«Кроме того, для предотвращения накопления остатков на счетах в будущем предлагается средства на пополнение уставных капиталов выделять поэтапно в соответствии со сроками реализации бюджетных инвестиций, определенных в финансово-экономического обоснования», -- рассказал министр.
Вместе с тем, в документе предусматривается запретить прогнозировать штрафы, пени,
казначейское сопровождение бюджетных инвестиционных проектов и другие вопросы.
«Предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности», - выразил уверенность глава Миннацэкономики.