«Нефтепродукт заходит на ж/д составы, оттуда непосредственно идет в резервуары, дальше с них идет разлив по автоцистернам. Учет ведется по весам. Внедрение контрольных приборов учета - это неплохая идея, однако данная система работать должным образом не будет. Будут расхождения на трех точках: на сливе будет одна цифра, когда приходит с завода будет иная цифра и уже при выходе с цистерн в резервуары возникнет проблема, так как резервуары имеют пантоны, а также «хлопуны» (локальная деформация поверхности конструкций резервуара), которые приведут к некорректному показанию уровнемеров. Этот момент КПУ не учитывает, и как этот вопрос будет решаться, тоже непонятно», - рассказал высокопоставленным членам НПП директора нефтебазы ТОО «Аурика» Дмитрий Кузовенко.
«Стоит выделить самое главное, что из-за этих нововведений пойдет дополнительная финансовая нагрузка на литр, то есть цены на бензин поднимутся», - отметила заместитель генерального директора ТОО «In Oil LTD KZ» (сеть АЗС Nomad Oil) Юлия Жернакова.
«У малого и среднего бизнеса и без того не мало забот, чтобы их обременять и данными установками. Установка этих систем может повлечь за собой такие последствия, как закрытие небольших АЗС, они не смогут вытянуть подобные суммы», - считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов.
По информации ОЮЛ «Казахстанская Топливная Ассоциация на оснащение одной нефтебазы (например, 26 вертикальных и 10 горизонтальных резервуаров) потребуется не менее 120 млн. тенге, для одной АЗС в среднем необходимо 5 млн. тенге. При этом в затратах не учтены работы и время, связанные с перепроектированием объектов и строительными работами. Помимо этого после внедрения системы передачи данных субъекты бизнеса помимо возмещения затрат по установке КПУ будут должны отвлекать значительные средства на операционные расходы по обслуживанию системы передачи данных.
«На сегодня отсутствует информация, какая финальная цель преследуется фискальными органами РК при реализации программы установки данных приборов, помимо установления полного контроля за оборотом нефтепродуктов в Казахстане. Если есть недобросовестные поставщики - их надо ловить и наказывать, но не обременять бизнес дополнительными финансовыми затратами, особенно в регионах Казахстана. У кого проблемы с законом, тех КПУ не остановит. Если какая-то часть предпринимателей ворует, это не значит, что воруют обязательно все, у нас очень много тех, кто работает по закону и нормам», - подчеркнул председатель комитета нефтегазовой промышленности НПП «Атамекен» Данияр Абулгазин.
«Атамекен» в данном вопросе поддерживает честный бизнес и на сегодняшний момент добросовестные предприниматели предоставляют полную информацию движения ГСМ. Для борьбы с «теневиками» у госорганов должны быть другие механизмы, которые не будут распространяться на все бизнес-сообщество, каким является установка КПУ», - добавил Рамазанов.
В НПП считают, что с 1 января 2018 года с учетом описанных проблем могут возникнуть проблемы с поставками нефтепродуктов, поэтому данный вопрос необходимо решать кардинально, то есть в лучшем случае отказаться от установки этих КПУ.