«За последние годы стремительный рост религиозности граждан опережал формирование соответствующей культуры и умение критически воспринимать религиозные догмы. Как следствие, некоторые религиозные люди на первое место стали ставить буквальное соблюдение предписание религий выше законов и светской морали. Это источник серьезных рисков и конфликтов как внутрисемейных, так и общегосударственных», - подчеркнул Ермекбаев.
По его мнению, на отечественную религиозную аудиторию усилилось внешнее негативное влияние. Этому способствует открытость информационного пространства и процессы глобализации – интернет, социальные сети и другие средства коммуникации позволяют оказывать «массированное идеологическое воздействие на население». По подсчетам работников министерства, сегодня атеистами или агностиками считают себя около 10% граждан, порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды, около 15% постоянно практикуют все религиозные обряды.
«Уровень религиозности растет и дает больше возможностей для влияния радикальной идеологии. Опасность представляет религиозный фанатизм любого течения и конфессии, вопрос не только в религиозной безграмотности», - отмечает Ермекбаев.
«Мы не возражаем против веры, как источника духовных и моральных ценностей», - продолжил он.
Однако, считает министр, Казахстану необходимо вырабатывать собственную модель взаимоотношения государства и религии – «нашу собственную школу понимания ислама, не оглядываясь и не опасаясь зарубежной критики».
«Отличительными чертами казахстанской школы исламоведения, на наш взгляд, должны стать опора на духовные, морально-этические ценности, с учетом национальных культурно-исторических особенностей нашей полиэтничной страны. Умеренность и гибкость в восприятии устаревших догм, их адаптация к современным реалиям, восприятие веры как личного интимного вопроса, доброта и толерантность к тем, кто придерживается других взглядов, уважение и соблюдение законов светского государства. Поэтому сейчас мы формируем специальную группу ученых-религиоведов, которые смогли бы разработать научную основу казахстанской школы исламоведения», - объяснил Ермекбаев.