«В ближайшее время правление Национального банка рассмотрит заявку банка на сумму порядка 240 млрд тенге в рамках участия в программе по повышению финансовой устойчивости банковского сектора», – сказал глава финрегулятора Данияр Акишев.
Кроме того, по его словам, правительство совместно с Национальным банком, с квазигосударственными холдингами выработало вариант оздоровления банка, который заключается в следующем: проблемный портфель банка, который оценивается в 600 млрд тенге, будет передан в специализированную компанию, которая не будет иметь прямого отношения к банку. Соответственно, банк проведет очищение от проблемного портфеля. Это будет происходить за счет средств Национального банка, которые были ранее им выданы в виде кредита и средств квазигосударственных компаний. Затем инвестор докапитализирует Bank RBK на сумму 160 млрд тенге.
Акишев пояснил, почему было принято такое решение: «В этом банке находится большая сумма физических лиц – около 188 млрд тенге, где-то 28 тысяч счетов и депозитов физлиц находится в этом банке. Поэтому в этих условиях было принято решение необходимости оздоровления банка и защиты сбережения наших граждан. Соответственно банк в ближайшее время проведёт все необходимые процедуры по списанию портфеля, по созданию специализированной организации по выделению средств от Нацбанка в рамках программы оздоровления банковского сектора. Bank RBKстанет участником данной программы. После реализации всех мер, которые вытекают из рамочного соглашения, мы получим абсолютно здоровый банк без плохого портфеля, который будет обладать значительным размером ликвидности, выполнять все нормативы национального банка и иметь значительную достаточность капитала. Никаких проблем с этим банком больше не будет. Все необходимые меры, которые будут вытекать из работы с проблемными должниками, вот эти 600 млрд тенге, будут проводиться в соответствии с законодательством. При необходимости будут передаваться в правоохранительные органы».
Напоминаем, что с начала года Bank RBK вёл переговоры об объединении с Qazaq Banki. Окончательного решения о консолидации они достигли в конце мая. Объединённый финансовый институт должен был заработать под брендом Bank RBK уже к началу 2018 года. Стратегия объединения предполагала, что крупнейшим участником нового банка станет Владимир Ким, который до конца года собирался довести его капитал до 127 млрд тенге. Решения об объединении банков, докапитализации и кадровых перестановках принимались акционерами из-за участия банка в программе Национального банка по повышению устойчивости финансового сектора.
Однако 12 октября банк заявил об отказе от идеи консолидации. Днём ранее пресс-служба Bank RBK в ответ на слухи о финансовой неустойчивости банка заявила, что менеджмент вырабатывает комплекс мер для укрепления финансового положения института. Руководство намеревалось продолжить увеличение капитализации, привлечь дополнительную ликвидность и усовершенствовать бизнес-модель, включая тактику работы с проблемными займами. В начале октября банк уже исключил пять членов из совета директоров - Игоря Мажинова, Данияра Туганбая, Николая Радостовца, Нургуль Ертаеву и его председателя Фарида Люхудзяева. Вместо них в совет директоров были приняты Бопатбек Жайназаров и предправления банка Марпу Жакубаева.
26 октября Национальный банк признал, что у Bank RBK действительно есть финансовые затруднения и заявил, что собирается рассмотреть эту проблему на заседании правления. Однако регулятор уже выставил требования к акционеру банка по его оздоровлению. При этом заместитель председателя Нацбанка Алпысбай Ахметов подчеркнул, что пока неизвестно, сколько средств необходимо для «спасения банка».
На начало октября активы Bank RBK составили 970,7 млрд тенге. Собственный капитал банка к этому моменту составил 97,6 млрд тенге. За 9 месяцев институт показал прибыль в размере 3,1 млрд тенге.
3 ноября на заседании партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев заявил, что знает о сложившихся у Bank RBK проблемах. По его словам, правительство и Национальный банк уже пытаются решить сложившуюся ситуацию. «Мы всех приведем в чувство. Воры будут сидеть там, где они должны сидеть. Заставим вернуть их деньги», – сказал тогда президент.