«Имеется ряд проблем, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека. Так, жители 68 населенных пунктов Южно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Алматинской областей вынуждены использовать для питья неочищенную воду из родников и речек. В отдельных населенных пунктах ЮКО, Карагандинской, Акмолинской областей более 20 лет не проводились реконструкция и капитальный ремонт сооружений водоподготовки», - заявил Цой.
По его словам, потребление загрязненной воды может стать причиной как острых инфекционных заболеваний, так и отразиться на основных жизненных функциях человека. Предложения министерства по созданию при акиматах организаций для обслуживания объектов водоснабжения сельских населенных пунктов для осуществления производственного контроля были внесены в программу «Ак булак», однако «проблема принятия на баланс объектов водоснабжения, их обслуживания остается актуальной практически во всех регионах».
«На сегодняшний день более 120 водопроводов, 600 нецентрализованных источников водоснабжения не имеют ведомственной принадлежности. Более 140 водопроводов не охвачены производственным контролем, - перечислил вице-министр. - Отсутствие балансодержателей и обслуживающих организаций негативно сказывается на санитарно-техническом состоянии объектов водоснабжения. Кроме того, непринятие срочных мер по ликвидации аварий, не проведение профилактических работ по промывке и дезинфекции сетей приводит к вторичному загрязнению питьевой воды, а вместе с тем, и к заболеваемости населения».
Учитывая, что в любой момент может произойти осложнение эпидемиологической ситуации, подчеркнул Цой, особенно важно местным исполнительным органам усилить работу по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями, передачи бесхозных объектов водоснабжения на баланс, определению организаций для их обслуживания. Также необходимо провести работу по обеспечению производственным контролем всех источников и систем водоснабжения.
«В свою очередь министерство готово оказать содействие регионам в организации и проведении производственного контроля. Следует отметить, что объекты нецентрализованного водоснабжения в населенных пунктах с количеством обслуживаемого населения до 2 тысяч человек выведены из-под контроля. Также за последние годы была сокращена кратность проверок систем централизованного водоснабжения до одного раза в год. При таком подходе, реализация профилактических мер, осуществление анализа и установление причинно-следственной связи, воздействия качества воды на здоровье населения затруднено. В этой связи, в целях повышения действенности контроля, прошу депутатов, заинтересованных госорганов, поддержать предложение министерства о пересмотре кратности проверок систем централизованного водоснабжения и внесения всех объектов нецентрализованного водоснабжения, независимо от количества обслуживаемого населения в группу высокой эпидемиологической значимости», - попросил вице-министр.