«Назрела объективная необходимость определения единого государственного органа по вопросам обеспечения безопасности продовольствия. Вопросы защиты внутреннего рынка – это приоритетная задача для контрольно-надзорных органов. Мы должны признать, что не используем в полной мере данный механизм в качестве защиты внутреннего рынка от опасной и фальсифицированной продукции», - заявил Арман Евниев.

В качестве примера он привел факты завоза замороженного мяса птицы, которое «зачастую несколько раз перезамораживается», что делает его опасным, а также сливочное масло, стоимость которого должна быть не менее 2750 тенге за килограмм, однако стоит, в среднем 1514 тенге – а значит, при его производстве используются дешевые заменители молочного жира, такие как пальмовое масло.

«В результате, из-за слабого контроля такая продукция снижает конкурентоспособность продукции отечественного производства, а все меры господдержки делает малоэффективными», - подчеркнул вице-министр, отметив, что предлагаемые меры потребуют внесения изменений в законодательство, в части передачи функций. Но, в случае одобрения правительства, в Минсельхозе готовы инициировать данные поправки.

Министр здравоохранения Елжан Биртанов напомнил, что компетенция по осуществлению государственного контроля в отношении продукции на соответствие требованиям техрегламентов ЕАЭС была передана в минздрав только в прошлом году.

«На контроле в ведомстве состоит более 32 тысяч предприятий пищевой промышленности и торговли. По итогам трех лет идет снижение количества несоответствующей продукции от 26% в 2015 году до 10% в 2017 году. В целом, 22% пришлось на несоответствие показателям безопасности, 15% - на введение в заблуждение потребителей, и основная часть – 63% - несоответствие маркировке. Сформирована система национального контроля за безопасностью продукции четким законодательным распределением функций госорганов, она проверена временем, не привела к каким-то ЧС, а также исключает дублирование функций, направленных на снижение давление на бизнес. (….). На основании вышеизложенного вопрос передачи функций от Минздрава в МСХ, предлагаем дополнительно изучить и рассмотреть с точки зрения безопасности здоровья населения», - подчеркнул Биртанов.

В свою очередь, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек констатировал, что минздрав проверяет преимущественно пищевую продукцию, а вот промышленная осталась вне контроля. По его словам, в настоящее время государственный контроль осуществляется только по 54 из 78 техрегламентов, что составляет 69%, семь техрегламентов  проверяется частично (8%),  а требования 17 технических регламентов из 78 не проверяются вообще (21%), среди них - нефтепродукты, низковольтное оборудование, строительная продукция, электромагнитная совместимость. В этой связи глава мининвестиций предложил разграничить полномочия по государственному контролю.

Определить за министерством здравоохранения госконтроль за пищевой и другой продукцией, за министерством по инвестициям и развитию  - госконтроль за промышленными товарами; за отраслевыми и местными исполнительными органами -  госконтроль за продукцией по соблюдению требований национальных порядков и правил, по применению  продукции, — перечислил предложения Касымбек.

Он подчеркнул, что для разграничения полномочий по госконтролю, в случае одобрения правительства, в ближайшее время будет подготовлен соответствующий проект указа президента.