«По данным органов правовой статистики, за прошедший год количество осужденных за коррупционные преступления составило 1002 лица, что немного меньше, точнее на 7% значения 2018 года. Тогда эта цифра составляла 1079», - сказала на брифинге руководитель департамента превенции антикоррупционной службы Анар Жарова.
По ее словам, 515 осужденных – это служащие центральных государственных органов, 261 – местных исполнительных органов, 37 – работали в квазигосударственном секторе, 189 – иные лица.
«Среди центральных госорганов в ТОП-5 входят министерство внутренних дел (297 сотрудников), министерство финансов (49), министерство обороны (29), министерство индустрии и инфраструктурного развития (20), министерство сельского хозяйства (19)», - сообщила Жарова.
Она уточнила, что в основном преступления совершаются в территориальных подразделениях или подведомственных организациях указанных министерств.
Между тем Sputnik Казахстан приводит подробно, за что чиновники берут взятки. Так, по информации Жаровой, в системе органов внутренних дел следователи получали взятки за непривлечение к уголовной ответственности; участковые инспекторы – за непривлечение к административной ответственности и послабление контроля условно осужденных лиц; инспекторы дорожно-патрульной службы – за увод от административной ответственности при нарушении правил дорожного движения; сотрудники исправительной системы – за доступ осужденных к телефону, их трудоустройство, пронос запрещенных предметов, за ускоренное оформление документов лицам, состоящим на контроле для выезда за пределы территории области; сотрудники подразделений чрезвычайной ситуации – за непринятие мер при нарушениях пожарной безопасности, а также за общее покровительство при трудоустройстве.
Наибольшее количество осужденных сотрудников полиции в столице (42 сотрудника), в Алматы (26), в Шымкенте (23) и в Жамбылской области (19).
В министерстве финансов в основном совершают коррупционные преступления органы государственных доходов. По словам Жаровой, наихудшая ситуация в Алматы (здесь осуждены 10 сотрудников органов госдоходов), в Алматинской области (9), в Актюбинской и Мангистауской (по 5 человек). Чаще всего берут взятки в налоговой сфере – за непривлечение физических и юридических лиц к административной ответственности; за неисполнение ими обязанностей, установленных налоговым законодательством. В таможенной сфере – в пунктах пропусков через государственную границу за ускоренное и беспрепятственное прохождение таможенного контроля.
В министерстве обороны коррупционные преступления в основном совершает руководящий состав (75%).
«Военнослужащими войсковых частей чаще всего совершаются хищения путем оформления фиктивных командировок и премирования личного состава, составления фиктивных актов списания военного обмундирования, горючего и прочего имущества. В городских и районных управлениях по делам обороны в основном вымогали взятки у призывников за отсрочку от призыва на срочную воинскую службу», - рассказала Жарова.
В МИИР в числе привлекаемых к ответственности за коррупцию в основном фигурируют лица из руководящего звена – 11 человек (55%). Больше всего коррупционные преступления совершались в инспекции транспортного контроля и подведомственных организациях министерства. Жарова отмечает, что в большинстве случаев руководители подведомственных организаций получали взятки за беспрепятственное подписание актов выполненных работ по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, а руководители территориальных инспекций транспортного контроля – от субъектов бизнеса за общее покровительство в грузоперевозках.
В МСХ значительную часть коррупционных преступлений совершали служащие подведомственных организаций ведомства («Научно-методическая агрохимическая служба», РГКП «Охотзоопром», Филиал фитосанитарной диагностики, «Казводхоз», «Ветеринарная лаборатория»), это в основном получение взяток от подчиненных за командировки и фиктивное трудоустройство. Хищения бюджетных средств также осуществлялись путем оформления фиктивных командировок.