«Законопроект направлен на снижение рисков отмывания незаконных доходов и повышение эффективности национальной антиотмывочной системы. Основные аспекты законопроекта – установлениие мер надлежащей проверки в отношении национальных публичных должностных лиц. Предлагается поэтапно внедрить институт национальных публичных должностных лиц, закрепить понятие “публичные должностные лица»” для установления на законодательном уровне контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым публичными должностными лицами Республики Казахстан», - рассказала депутат сената Ольга Перепечина.

Перечень этих лиц будет утверждать президент, а агентство по финансовому мониторингу – вести список публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников.

Как пояснила депутат, к публичным должностным лицам, их супругам и близким родственникам, которым присвоен высокий уровень риска при получении соответствующих услуг от субъектов финансового мониторинга, будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки. Более того, в случае прекращения своих полномочий, к этим лицам в течение 12 месяцев также будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки при осуществлении операций с деньгами и иным имуществом.

Кроме того, законом предлагается обеспечить регулирование работы провайдеров виртуальных активов.

«На сегодняшний день лица, осуществляющие выпуск, организацию торгов цифровых активов, а также предоставление услуг по обмену цифровых активов на денежные средства, ценности и иное имущество, находятся вне финансового мониторинга, что способствует распространению преступлений в сфере отмывания денег и финансирования терроризма, в том числе теневой экономике, стимулирует злоумышленников, в том числе и террористов, использовать во взаиморасчетах электронные активы», - пояснила депутат.

Она напомнила, что в Казахстане 25 июня 2020 года принят закон по вопросам регулирования цифровых технологий, который позволяет осуществлять выпуск и оборот цифровых активов на территории Казахстана и МФЦА. В этой связи предлагается отнести указанных лиц, осуществляющих деятельность в пределах территории страны, к числу субъектов финансового мониторинга и обязать их направлять уведомления о начале или прекращении деятельности в уполномоченный орган для обеспечения кибербезопасности виртуальных ценностей, а министерство цифрового развития, аэрокосмической и оборонной промышленности определить в качестве уполномоченного органа.

В рамках третьего направления закона предлагается расширение компетенций агентства по финансовому мониторингу в части предоставления доступа к национальному реестру бизнес-идентификационных номеров уполномоченному органу по финансовому мониторингу (без права модерирования). Это, по мнению Перепечиной, необходимо для установления прозрачности сведений о законном владельце (прямом или косвенном) учреждения.

Также в законе снижены пороговые значения по отдельным видам операций с деньгами и имуществом. Как отмечается в заключении комитета, пороговое значение по игорному бизнесу предлагается снизить с 3 млн тенге до 1 млн тенге, а по сделкам с недвижимым имуществом – с 200 млн тенге до 50 млн тенге.

Позже Перепечина пояснила журналистам, что список будет утвержден в следующем году. В первую очередь в него могут войти акимы областей, районов, городов республиканского значения. Кроме того, в нем могут быть руководители партий, министры, вице-министры, руководители национальных компаний, а также судьи, прокуроры, руководители и депутаты, которые принимают управленческие государственные решения.

«Это будет происходить поэтапно, чтобы все наши госорганы, в частности агентство по финансовому мониторингу, смогли обработать весь перечень информации, который будет поступать к ним», - пояснила депутат.

Среди близких родственников, которых также планируется подвергнуть мониторингу, Перепечина назвала супругов, детей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, родителей и внуков.