Как пояснил заместитель генерального прокурора Асет Чиндалиев, в Конституции уже закреплены основные функции прокуратуры – это осуществление высшего надзора и уголовного преследования от имени государства и представление интересов государства в суде.
«В законопроекте мы не выходим за пределы этих конституционных позиций, а лишь конкретизируем и систематизируем надзорные и другие полномочия прокуратуры», - уточнил он.
В частности, в законопроекте изложены цели и принципы деятельности прокуратуры, правовые основы и другие вопросы, уточняется система прокуратуры и определяется компетенция каждой из них.
«В законопроекте мы остановились на каждом из звеньев органов прокуратуры и закрепили их компетенции. В частности, генеральная прокуратура, комитет по правовой статистике и специальным учетам, Академия правоохранительных органов, отдельно остановились на военных, транспортных, областных, районных прокуратурах, за которыми закреплены основные функции», - рассказал Чиндалиев.
Полномочия же прокуроров – от районной инстанции до генеральной прокуратуры – отражены в отдельной статье, где четко указывается, какие права и обязанности они имеют.
Кроме того, законопроектом закрепляются три формы высшего надзора – это проведение проверок, анализ состояния законности, оценка вступивших в силу актов.
«Проверку будем проводить по поручению президента, генерального прокурора и решению прокуроров областей и районов. Прокуроры области и района могут назначить проверку только по следующим четырем основаниям: права людей, которые не могут защитить себя (дети, пожилые люди, инвалиды), для защиты прав неограниченного круга лиц, если необходимо предотвратить последствия для жизни и здоровья человека, безопасности страны, по факту вмешательства в работу индивидуального предпринимателя со стороны государственных органов», - сообщил замгенерального прокурора.
Также в законопроекте в отдельной статье уточнены права и обязанности проверяемых субъектов.
Что касается анализа состояния законности, то, как отметил Чиндалиев, эта форма наблюдения осуществляется без посещения объекта на основе статистических данных, источников информации, судебных материалов и другой информации, не препятствует работе предприятий. По результатам будем принимать надзорные меры.
«В законопроекте прописано осуществление оценки вступивших в силу актов. Законопроект также утверждает способы проведения проверок, анализа состояния законности, оценки вступивших в силу актов и рассмотрения обращений. Проектом четко предусмотрено, по каким вопросам прокуратура будет рассматривать обращения. Их общее количество – семь», - продолжил Чиндалиев.
Так, при рассмотрении обращений или при проведении проверки прокурор вправе приостановить действия актов и действия должностных лиц до трех рабочих дней и то только в случаях, если вред может быть нанесен жизни и здоровью человека, интересам государства. По обращениям прокурор может лично провести проверку или поручить проверку уполномоченному органу.
Кроме этого, в документе прописаны система, форма, основания принятия актов прокуратуры, устанавливается порядок их исполнения, юридические силы, последствия для их адресатов, обязательные для исполнения и неисполнения.