По данным следствия, на 2020 года Нацмузею были выделены средства на проведение выставки «Великая степь: пространство, время, культура», проводимой в рамках международного выставочного проекта «Шествие золотого человека по музеям мира». Мухамедиулы знал об утвержденной сумме бюджета на проведение международных выставок в пяти странах (США, Германия, Италия, Индонезия, Литва) – порядка 1,27 млрд тенге.
«В ходе переговоров с национальными музеями в вышеуказанных странах договориться о проведении выставки на их территории, ввиду различных причин, не представилось возможным, и в начале января 2020 года были получены отказы. При этом вышеуказанные обстоятельства не остановили Мухамедиулы, и были приняты меры по изменению стран. Для чего 13 января 2020 года за его подписью от национального музея направлено письмо послу РК в Индии об оказании содействия в проведении выставки в национальном музее Индии», - рассказал Закиров.
По словам гособвинителя, Мухамедиулы дал незаконные указания заместителю директора Нацмузея Алмазу Нурасхану составить техническую спецификацию и подобрать поставщика, который «окажет содействие в совершении хищения». Последний привлек ТОО «Экспонат» с заместителем директора Азаматом Кошеновым. Ранее это ТОО оказывало услуги музею в проведении международных выставок. Кошенов в свою очередь привлек бухгалтера Айым Садвакасову.
Прокурор сообщил, что ТОО «Экспонат» было определено поставщиком услуг «без каких-либо обоснований». Причем, Нурасхан заключил с ТОО договор о госзакупках способом из одного источника на ту сумму, которая была ведены на выставки в пяти странах, а именно: порядка 1,27 млрд тенге. Чтобы сократить расходы, Мухамедиулы 10 февраля 2020 года заключил договор, согласно которому национальный музей Индии принимал на себя ряд финансовых расходов, в числе которых техническое оснащение залов, информационное продвижение, размещение рекламы, проведение фуршета, открытие выставки на 100-150 человек, в том числе приглашение VIP-персон в сфере культуры, организация экскурсий для казахстанской делегации. Однако в связи с пандемией коронавируса министерство культуры и спорта направило в подведомственные организации письмо о прекращении запланированных в I полугодии 2020 года зарубежных поездок, культурно-массовых мероприятий. Но, как считает следствие, «Мухамедиулы, пользуясь тем, что ранее занимал должность министра культуры и спорта, проигнорировал данное указание» и направил в адрес министерства культуры и спорта «письмо о намерении проведения 18 марта 2020 года выставки в национальном музее Индии».
«Мухамедиулы, движимый корыстной целью хищения бюджетных средств, несмотря на введенные ограничения, дал указание формально провести выставку с 19 по 21 марта 2020 года. А 17 марта 2020 года за подписью Мухамедиулы в адрес национального музея Индии направлено письмо о принятии решения по демонтажу выставки в срочном порядке», - говорится в обвинительном акте.
Таким образом, подчеркнул Закиров, фактически международная выставка в Нью-Дели не проведена, а ее основная цель – популяризация и имиджевое продвижение Казахстана в принимающей стране – не достигнута. При этом, так как стоимость работ и услуг была завышена изначально, Кошенов и Садвакасова вывели деньги на несколько ИП и в последующем обналичили их.
«Согласно отчету ТОО аудиторской компании “Даму” от 27 июля 2022 года, ТОО “Экспонат” совершил услуги на сумму 221 млн 411 тыс. 730 тенге без фактического выполнения оказания услуг и отгрузки товара. Тем самым, Мухамедиулы и Нурасхан, при пособничестве Кошенова и Садвакасовой, совершили хищение путем растраты», - заявил прокурор.
Таким образом, резюмировал гособвинитель, Арыстанбек Мухамедиулы совершил уголовное правонарушение, предусмотренное статьями 28 часть 3, 189 часть 4 пунет 2 УК РК (организация, совершение хищение чужого имущества путем растраты и совершение лицом, приравненным к лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, сопряженного с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере).
«Я с обвинительным актом категорически не согласен. Я вину свою не признаю полностью», - заявил в свою очередь Мухамедиулы.