«Государственное регулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности. Что говорит нам статистика? С 2015 года возросло количество жалоб в органы прокуратуры в четыре раза. Если в 2015 году общее количество жалоб ориентировочно составляло 17,5 тыс. в год, то только за 7 месяцев 2022 года – почти 70 тыс. жалоб. В 2022 году в административную юстицию было подано более 20 тыс. исков на действия и бездействия госорганов, из которых 54% предъявлено центральным исполнительным органам, 38% - местным исполнительным органам», - привел статистику Журсунов.
По его словам, чаще всего бизнес жалуется на проверки со стороны госорганов, привлечение к ответственности и по государственным закупкам.
«Полгода назад я говорил, что за последние несколько лет отмечается рост административного производства в отношении бизнеса. Если в 2015 году было 253 тыс., то в 2022 году – 602 тыс. Учитывая, что в 2022 году у нас общее количество субъектов бизнеса было 1 млн 800 тыс., то получается, что каждый третий предприниматель правонарушитель», - констатировал бизнес-омбудсмен.
Он также напомнил, что с начала года в Казахстане вступила норма, согласно которой должны быть автоматизированы все системы управления рисками. А в случае их отсутствия, госорганы имеют право проверять не более 5% от общего количества подконтрольных субъектов.
«Иными словами, с этого года 95% проверок должна определять цифровая система. Но на сегодня большинство отраслевых систем управления рисками до сих пор находятся на стадии разработки. Премьер-министр неоднократно поручал госорганам завершить эту работу до марта 2023 года. Это тормозит вопрос по автоматизации госконтроля… Это принципиальный вопрос, так как, если все будет автоматизировано, мы существенно сократим количество жалоб на незаконные проверки», - подчеркнул Журсунов.