«Проектом закона “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года” вводится понятие “координирующее государство” и предусматривается, что под эгидой такого государства создаются коллективные миротворческие силы организации для применения в операции ООН по поддержанию мира. Согласно Протоколу координирующее государство – это одно из государств, определяемое Советом коллективной безопасности для решения организационных вопросов и вопросов всестороннего обеспечения применения коллективных миротворческих сил в операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира», - сказал депутатам заместитель министра обороны Султан Камалетдинов.
Он напомнил, что условия участия коллективных миротворческих сил в операции ООН определяются в соглашении, заключаемом координирующим государством с уполномоченным подразделением ООН. При этом, отметил замминистра, участие государств в операциях ООН по поддержанию мира носит добровольный характер. Сам же документ не ограничивает право государств направлять свои миротворческие контингенты, зарегистрированные в системе готовности миротворческого потенциала ООН, для участия в миротворческих операциях.
«Ратификация Протокола будет способствовать обеспечению эффективного участия ОДКБ и ее государств-членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности, а также укреплению сотрудничества в рамках Организации», - заверил Камалетдинов.
Кроме того, мажилис принял проект закона «О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности». Документом определяется механизм сотрудничества компетентных органов государств по уголовным и административным делам в отношении лиц, входящих в состав сил и средств системы.
«К компетентным органам относятся органы военного управления, командиры воинских частей, суды, органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел, безопасности и специальные службы. Соглашением разграничены пределы юрисдикции сторон в отношении лиц, входящих в состав сил и средств системы. Вместе с тем закреплен порядок расследования преступлений, совершенных лицами направляющей стороны на территории принимающей стороны. При этом затраты, возникающие в ходе процессуальных действий, каждая сторона несет самостоятельно. При процессуальных действиях учитывается суверенитет и национальная безопасность сторон, кроме того, соглашением предусмотрено, что правовая помощь может быть отклонена, если она несет ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой стороны и противоречит ее национальному законодательству», - объяснил замминистра обороны.
Третий законопроект «О ратификации Соглашения о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности» регулирует вопросы взаимодействия государств при организации материально-технического и медицинского обеспечения группировок войск при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. В соответствии с соглашением стороны проводят согласованную военно-техническую политику, направленную на обеспечение войск современными однотипными и совместимыми образцами вооружения, военной и специальной техники, а также материальными средствами. Соответственно, материально-техническое и медицинское обеспечение применения группировки войск организуется командованием этих группировок и осуществляется за счет каждой стороны самостоятельно. Однако в случае, когда такое обеспечение войск направляющей стороной затруднено, оно может осуществляться за счет ресурсов принимающей или другой стороны по договоренности.