«Мы акцентируем (внимание – В.) на основное право – право на жизнь. Мы считаем, что если нарушено право на жизнь, то остальные права уже не имеют значения. Поэтому в этом докладе мы акцентировали на том, почему государство нарушает наши права на жизнь, какую оно должно нести ответственность за нарушение этого права и что нужно делать, чтобы это потом не повторилось», – подчеркнула правозащитница Бакытжан Торегожина, которая является одним из авторов доклада. 

Правозащитникам удалось собрать данные о 256 погибших во время январских событий (по официальным данным погибли 238 человек – В.) По словам правозащитницы, более 40 дел по погибшим были прекращены или засекречены,

«Почему эти дела прекращены и почему родные, дети не имеют права узнать, кто застрелили и за что, почему эти семьи не имеют право на реабилитацию? Эти дела все должны быть пересмотрены», – считает она. 

Директор Казахстанского Бюро по правам человека Евгений Жовтис обращает внимание на то, что в законодательстве очень сильно размыто основание для применения огнестрельного оружия.

«Исполнение приказа вышестоящих должностных лиц не является оправданием, если должностные лица знали о явной незаконности этого приказа, что привело к смерти или серьезному ранению какого-либо лица, имели разумные возможности отказаться от его исполнения. В любом случае ответственность возлагается также на вышестоящие лица, отдавший незаконный приказ», – сказал Жовтис. 

По мнению адвоката Галыма Нурпеисова, январские события показали полное отсутствие защиты прав на адвоката.

«Поэтому я считаю, что документирование – это огромный труд, который дает политическую, юридическую оценку всем этим событиям. И здесь нужно привлекать к ответственности не только тех, которые сейчас в орбите уголовного процесса, а именно тех, кто принимали решение», - отметил Нурпеисов. 

Он также считает, что закон об амнистии направлен не только на людей, которые случайно там оказались, а также на то, чтобы увести от уголовной ответственности тех, которые пытали и тех, кто стрелял.

«Под амнистию попали уголовные дела, возбужденные по 451 статье, то есть это военнослужащие… В принципе я не считаю, что закон об амнистии – это как прощение государства, наоборот, государство само должно стоят на коленях перед обществом». 

Общественный деятель Рысбек Сарсенбайулы утверждает, что значение этого доклада важно не только для завтрашней истории, но и для определения основных вопросов в сегодняшнем обществе, для защиты и сохранения прав граждан, для определения задач, которые должны быть выполнены.

«Здесь главный вопрос – кто виноват. С этой точки зрения я бы сказал, что прежде всего виноват президент Токаев. Сколько людей беззаконно были задержаны, подверглись пыткам, преследованием, сотни человек привлекались к уголовной ответственности. Но только перед нескольким из них извинились, да и то только прокуратура. Необходимо извиниться перед всем народом и это должен сделать сам президент Токаев», – заявил он.

Авторы в докладе опубликовали несколько рекомендаций руководству страны и правоохранительным органом – это опубликовать полный список с фамилиями, именами погибших граждан; возобновить производство по всем прекращенным и засекреченным делам по факту гибели людей во время январских событий; признать необходимость гибридного международного расследования; принять закон «О реабилитации мирных участников и жертв январских событий 2022 года».