«Полагаем, что ответственности руководителей за своевременное достижение поставленных целей, за те деньги, которые они на это просили и которые администратором программ были выделены из республиканского бюджета и национального фонда, недостаточно. Мы говорили уже о том, насколько выросли объемы трансфертов общего характера, передаваемые в регионы. Но если мы передали ресурсы, то надо было передать и ответственность. А передавать было нечего. Министерство, передавая в области даже целевые трансферты, снимали с себя всякую ответственность за результат их использования, так было всегда», - заявила Годунова.
По ее словам, отраслевые министерства сегодня практически не мониторят регионы по разработке ПСД, не проводят оценку укомплектованности социальных объектов и не ведут последующий контроль за их реализацией.
«Поэтому и появляются у нас время от времени школы то с туалетом на улице, то с кожаными диванами и кофеварками. В одном селе одна перегруженная аварийная школа, а в соседнем – при достаточности ученических мест строят третью, чтобы детям было недалеко ходить на другой конец поселка. Да и в прошлом году министерство просвещения отказалось от реализации проекта “Комфортные школы” под предлогом, что строительство – не их профиль. В результате проект реализуется фондом дирекции строительства АО “Самрук-Казына Consrtuction” без намека на соблюдение правил государственных закупок, хотя ресурсы выделены большие – 2,6 тлрн тенге. Есть вопросы? Есть», - подчеркнула председатель Высшей аудиторской палатой.
При этом, добавила она, аналогичные примеры можно найти практически в любом другом министерстве. В этой связи в Годунова считает, что на законодательном уроне надо вводить солидарную ответственность как руководителей центральных госорганов, которые видят картину в целом по стране и управляют ею, так и регионов, которые тратят бюджетные средства.
«В этой связи предлагается внести дополнения в КоАП и в разрабатываемом новом бюджетном кодексе ответственность за недостижение показателей результатов. Тогда мы будем иметь возможность не через 3-5 лет констатировать факты неэффективного расходования государственных ресурсов и недостижение поставленных целей, а хотя бы год в год исправлять ситуацию. Это основные моменты, которые сдерживают достижение планируемых результатов за те ресурсы, которыми мы располагаем», - заключила она.