«Контролирующие органы будут проводить плановые и внеплановые проверки. При этом в целях обеспечения энергетической безопасности объектов теплопроизводства и теплопередачи будет осуществляться производственный контроль, направленный на предупреждение и ликвидацию технологических аварийных ситуаций», - сказал депутат мажилиса Едил Жанбыршин.
В целом основным законом устанавливаются принципы законодательного и государственного регулирования отрасли теплоэнергетики, один из которых – обеспечение опережающего и устойчивого развития теплоэнергетики, на основе плановых и программных документов. Также закрепляется компетенция правительства, уполномоченного органа, государственных и местных исполнительных и представительных органов в области теплоэнергетики, права и обязанности субъектов теплоснабжения и потребителей тепловой энергии.
Вместе с тем депутаты внесли поправки, направленные на конкретизацию и уточнение структуры системы теплоснабжения, которая состоит из индивидуальной системы, местной системы и централизованной системы. Также парламентарии уточнили, что основным документом, описывающим и обосновывающим комплекс действий по развитию теплоэнергетики соответствующей территории, является схема развития теплоснабжения, разрабатываемая акиматом и утверждаемая маслихатом.
Кроме этого, усилен государственный энергетический контроль за счет введения дистанционного контроля, плановых и внеплановых проверок в области теплоэнергетики, проведения расследований.
А для исключения непродуктивных посредников в сфере энергоснабжения депутатами предложено исключить энергоснабжающие организации из структуры рынка электрической энергии и передать их функции региональным электросетевым компаниям.
«Возврат к регулируемым ценам позволит обеспечить прозрачность тарифооброзования энергоснабжающих организаций, искоренить спекуляции на рынке электроэнергетики, провести планомерный отказ от дифференцированных тарифов и не допустить социального напряжения», - отмечается в заключении профильного комитета мажилиса.
Для решения вопроса с дефицитом электрической мощности в пиковые часы нагрузки предложено усовершенствовать проведение тендеров на строительство базовой мощности, чтобы обеспечить достаточную инвестиционную привлекательность рынка электроэнергетики. А для внедрения механизмов строительства новых генерирующих мощностей поправки направлены на усовершенствования процедуры проведения тендеров по отбору потенциальных инвесторов.
Также депутаты приняли закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», в котором введена адмответственность за несоблюдение энергопроизводящей или энергопередающей утвержденной инвестиционной программы, за нарушение утвержденных правил устройства электроустановок, техники безопасности при их эксплуатации. До 50 МРП увеличен штраф для руководителей энергопроизводящей и энергопередающей организации за нарушение правил организации техобслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей, а при повторном нарушении – 100 МРП.