«Действительно, вопрос стал слишком политизированным. В настоящее время различные люди сознательно работают против собственной страны, против собственной промышленности. Обрабатывающая промышленность — это основа экономики любой страны. Они пытаются манипулировать общественным мнением», - заявил Скляр.
Он считает, что власти не должны принимать «только популярные решения, быть для всех удобными людьми». А импортеры, по его словам, «имеют массу возможностей оптимизировать налоги».
«Они могут поставить 2-3-4 “прокладки”: дилера, дистрибьютора и т.д. Автомобиль заходит с такой стоимостью, которую мы проследить особо не можем. Есть дилерские центры, где сами автопроизводители назначают цену и говорят: вот в Казахстане должна быть на этот автомобиль $10 тыс. стоимость, в соседней стране – $11 тыс., в другой — $9 тыс., несмотря ни на какие затраты», - пояснил Скляр.
Он отметил, что утильсбор, по сути, – это косвенный налог. И ранее таможенная пошлина, до вступления Казахстана в ВТО, составляла 30% на автомобиль, но «никто не возмущался». После вступления в ВТО таможенная пошлина стала 15%. Но находясь в составе ЕАЭС, где Россия и Беларусь производят автомобили и ввели утилизационный сбор, Казахстан не может «остаться в стороне от этого» и поэтому ввел утильсбор. При этом он в 3 раза ниже сейчас, чем в России.
«Раньше в Экологическом кодексе была такая норма, что частный оператор РОП управляет средствами, которые приходят от данного косвенного налога. Как им управляли, мы знаем. Ситуацию эту исправили в 2022 году, сейчас это государственное акционерное общество “Жасыл даму”, которое использует деньги на поддержку экологических программ», - подчеркнул Скляр.
Он добавил, что прямым бенефициаром является государство, а потому деньги, «которые идут на реализацию экологических программ – строительство мусороперерабатывающих заводов, развитие лесоохраны — оказывают существенное влияние на экологическую обстановку».
«Если бы не было этих средств, нам пришлось бы их тратить из бюджета, это тоже для всех должно быть очевидно», - сказал первый вице-премьер.
Он заявил, что «манипулировать сознанием нехорошо», и не видит «ничего зазорного, в том, что мы делаем» в развитии автопрома в целом и в утильсборе в частности, так как «это общемировая практика».
Скляр заверил, что петиция об отмене утильсбора, которая набрала достаточное количество голосов, будет рассмотрена, но подчеркнул, что «будут соблюдены, в первую очередь, интересы страны, интересы государства».
«Почему-то никто не спрашивает тех людей, кто не имеет машин, — хотите ли вы, чтобы старые автомобили здесь ездили, чтобы мы превратились в автопомойку, отменили все барьеры, регистрационный сбор на автомобили старше 3 лет? Спросили ли у других 15 млн человек: хотите ли вы вдыхать выхлопы от этих автомобилей? Их голос тоже нужно услышать, поэтому министерство соответствующее решение примет», - сказал Скляр.
Он также заявил, что правительство не пойдет по примеру стран, которые «не защищают собственные рынки, не поддерживают собственную экономику».
«По крайней мере, вот моя личная позиция. Мы должны поддерживать собственное производство, собственную промышленность и не оглядываться на разные лозунги», - констатировал он.
Опубликованная ранее на официальном портале петиция под названием «Народ Казахстана против утильсбора и первичной регистрации» набрала более 50 тысяч подписей. В петиции делается акцент на удорожании машин и сельхозтехники, поэтому автор петиции предложил министерству экологии снизить ставки утильсбора на легковые автомобили до 100 тысяч тенге и сделать нулевые ставки на остальные категории автотранспорта а также полностью отменить утильсбор на сельхозтехнику. А Миннацэкономики и министерству финансов предложено снизит ставки за первичную регистрацию автотранспорта до 0,25 МРП.