В частности, АЗК предлагает закрепить положение, согласно которому такие предприятия с госучастием будут участвовать в конкурсах по государственным закупкам на одинаковых условиях с бизнесом. 

 

Также Агентство предлагает отказаться от ведения перечня госпредприятий, получивших отказ на дальнейшую деятельность. И, "учитывая опыт прошлых лет, в случае неоднократного признания торгов по реализации квазигосударственных предприятий несостоявшимися, предлагаем применять к ним процедуру банкротства".

 

Вместе с тем, добавил Куандыков, продолжает иметь место рост числа субъектов квазигосударственного сектора за счет открытия новых социальных объектов - больниц, детских садов, театров и так далее. "За прошлый год из созданных 305 госпредприятий 90% (271 субъект) приходится на социально ориентированный сектор. Подобные юридические лица с учетом целей их создания должны функционировать в форме госучреждения", - отметил он.

 

"В целом государственные предпрятия - как лекарства, они очень нужны для решения многих проблем в экономике страны,  избыточное и неправильное их применение может привести к серьезным последствиям в виде сокращения активности бизнес-среды и как следствие этого снижение конкурентоспособности экономики в целом", - сказал Куандыков.

 

Также глава АЗК попросил рассмотреть вопрос о недопустимости проведения субъектами квазигосударственного сектора закупок путем прямого заключеня договоров с субъектами, включенными в Реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, так как кроме них на рынке могут функционировать множество других субъектов.

 

Куандыков также сообщил, что уже сформирована Межведомственная рабочая группа по выработке предложений по разработке Единого закона о закупках, начата разработка проекта методического руководства по борьбе со сговорами на торгах при осуществлении закупок.

 

"Указанные вопросы в условиях развития свободной торговли на международных рынках являются наиболее актуальными в противодействии внтиконкурентным проявлениям и картельным соглашениям субъектов рынка. В связи с чем прошу также рассмотреть вопрос расширения возможностей Агентства по борьбе со сговорами", - добавил он. 

 

В свою очередь, председатель Ассоциации налогоплательщиков Жаннат Ертлесова отметила, что хотя Нацпалата предпринимателей в основном поддерживает озвучанные главой АЗК базовые принципы, тем не менее, есть ряд проблемных моментов.

 

Так, напомнила она, в модельном законе о конкуренции, есть понятие  "признаки огграничения конкуренции" – это сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке. "И к сожалению у нас в Казахстане с 2010 года резко сокращается количество действующих юридических лиц к зарегистрированным. В 2010 году это было 65% а по итогам 2013 года 54, и в последние годы растет количество зарегистрированных юридичпских лиц с государственной формой собственности, а с частной и иностранной сокращается. И это говорит о том, что есть определенные проблемы в сфере конкуренции", - сказала она. 

 

Кроме того, добавила Ертлесова, "в развитых странах, в законодательстве очень четко прописаны механизмы, процедуры защиты конкуренции, расследования, выдача разрешений и так далее. Этого к сожалению, нельзя сказать про наше законодательство".

 

Премьер-министр Серик Ахметов предложения поддержал.

 

"Нам нужно продолжить работу по созданию конкурентной среды, снизить до минимума необоснованное участие государства в предпринимательской деятельности", - подытожил премьер. "Вообще у АЗК должно быть больше полномочий, оно должно быть инструментом для развития конкурентной среды", - добавил он.