«Почему акиматы не субсидируют производство кормовых, а продолжают субсидировать производство пшеницы?, - заявил он. - На юге 86 % орошаемых земель используется. Но там растят пшеницу. Как бы цинично это не звучало, но кому эта пшеница нужна при ее перепроизводстве в стране?".
Министр привел такие данные: в Акмолинской области используется 5% поливных земель, в Северо-Казахстанской - 14,5%, в Костанайской - 16,9%. Хорошие показатели использования орошаемых земель на западе и юге страны, однако здесь, по мнению министра, идет неэффективное использование.
"Никакого использования, по сути, не происходит. Если гектар орошаемой земли средем дает 5 тысяч долларов продукции (любой выращиваемой культуры), эти 1,5 млн гектар (используемых орошаемых земель в целом по стране - прим.авт.) должны давать триллион тенге продукции. Но этого нет!", - возмутился министр.
Одна из причин неэффективного использования поливных земель, по его мнению, заключается в том, что многие акимы при распределении субсидий не рискуют проявить твердость и изменить уже устоявшееся положение дел. Глава МСХ с таким подходом не согласен: "Почему мы должны субсидировать пшеницу на поливных землях в западных областях? Если там высокий риск засухи?! Даже ячмень - более засухоустойчивый, чем пшеница. Но нет, акимы боятся критики".
Асылжан Мамытбеков заявил, что решением коллегии акимам будет в последний раз "жестко рекомендовано" выделять субсидии, исходя из эффективности производства той или иной культуры, и с учетом необходимости диверсификации посевных площадей. Со следующего года, по его словам, министерствт будет жескто отслеживать распределение выделяемых субсидий, и при необходимости - "придется вмешиваться".