Как пояснил министр юстиции Берик Имашев, выступая перед депутатами, "законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" гражданам дана возможность регистрации прав на недвижимое имущество, возникающих в результате нотариальных сделок, путем обращения в ЦОН либо в электронном формате через единую нотариальную информационную систему". "Законодательные нормы по внедрению электронной регистрации разработаны по опыту работы ведущих стран и направлены на усиление защиты права собственности от различных незаконных действий при оформлении сделок объектов недвижимости. В этой связи министерством юстиции разработаны поправки, предусматривающие исключение альтернативы по бумажной регистрации права, обременений прав на недвижимое имущество в случаях, когда права обременения прав возникают на основании сделки, удостоверенной в нотариальном порядке",- пояснил он.
Таким образом минюст рассчитывает обеспечить прозрачность сделок и защиту граждан от мошеннических действий. Кроме того, по мнению министра, значительно сократятся и сроки регистрации прав на недвижимость - с нынешних пяти дней до одного.
Кроме того, закрепляется и норма, регламентирующая порядок предоставления информации по объектам недвижимого имущества. Согласно законопроекту, "информация по конкретному объекту недвижимого имущества будет выдаваться по запросам иных лиц с согласия правообладателя, и определяется исчерпывающий круг лиц, имеющих право получать доступ к такой информации без согласия правообладателя".
Законопроектом предлагается "устранить двойное толкование норм о досрочном исполнении обязательств, обеспеченных залогом и обращении взыскания на заложенное имущество, в том числе по ипотечным договорам". "В целях обеспечения прав собственника-залогодателя по обязательствам, обеспеченным залогом, предлагается внести поправки в статью 317 Гражданского кодекса.
Необходимость введения данной поправки обуславливается тем, что согласно пункту 2 статьи 317 Гражданского кодекса в обращении взыскания на заложенное имущество может быть отказано, если допущенное нарушение должником обеспеченного залогом обязательства, крайне незначительно и размер требованя залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества.
Однако указанные критерии не определены в законодательстве. Самостоятельное определение судами данного критерия привело к тому, что по данной категории дел сложилась неоднозначная практика. В этой связи законопроектом предлагается законодательно закрепить, что определением указанного критерия является наличие одновременно двух условий: сумма неисполненного обязательства составляет менее 10% от стоимости заложенного имущества, а период просрочки обязательства составляет менее трех месяцев".