В национальной палате предпринимателей Казахстана "Атамекен" проходит очередное заседание Совета по защита прав предпринимателей. В адрес нацпалаты поступило обращение от железнодорожных перевозчиков. Компании осуществляют перевозки по социальном значимым сообщениям, на которые государство ежегодно выделяет субсидии.


По словам Олега Савеленко, директора департамента правовой защиты предпринимателей НПП, в  декабре 2013 года министерством транспорта и коммуникаций РК ( ныне министерство по инвестициям и развитию -v) были направлены исковые заявления в суд о взыскании денежных средств с компаний, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров ЖД-транспортом, в том числе по социально значимым межобластным сообщениям, в общей сумме более 2,5 миллиарда тенге.

"Это прежде всего средства, которые были выплачены перевозчикам в виде государственных субсидий. Основанием для этого взыскания стало постановление Счетного комитета от 3 июля 2013 года (...) Указанные действия министерства и Счетного комитета нарушают права самих перевозчиков", - сказал юрист НПП.

Выделенные государством субсидии для пассажирских перевозчиков могут стать причиной их банкротства и повальной безработицей среди сотен и тысяч казахстанцев, работающих в перечисленных компаниях

Суть проблемы журналистам рассказал генеральный директор ТОО "Пассажирские перевозки "Туран Экспресс" Роман Ботабеков.

"Суть проблемы в том,что наши социально значимые перевозки, а именно убытки субсидируется государством. Если говорить в двух словах: комитет по регулированию естественных монополий дает понижающий коэффициент- скидку для  перевозки пассажиров, чтобы билеты были дешевые. Мы делаем билеты дешевыми, а убытки тот нам покрывает, дает понижающую скидку. По бюджетному кодексу антимонопольный комитет  должен давать скидку 1 января, а на самом деле мы получаем её в феврале,марте или  апреле, даже в мае. 
В данном случае нам инкриминируется, что это излишне выплаченные государственные деньги. Министерство по инвестициям и развитию взыскивают денежные средства на общую сумму 2,5 млрд тенге. Хотя суды первых инстанций доказали,что нет перерасхода", - сказал Ботабеков.

Проблема, по словам гендиректора "Туран Экспресс" в том, что с 1 января железнодорожные перевозчики  не получают понижающий коэффициент-скидку- вовремя. 


"Бюджетный кодекс гласит, что с 1 января принимаются затраты, а правила АРЕМ выходят на 2-3 месяца позже. Поэтому этот дефицит, который не зависит от нас, выставляют нам. Нам говорят возвращать деньги в бюджет, которые мы не должны. Если неправильная трактовка и решение будет принято в Верховном совете, то это будут сотни и тысячи безработных. Компании вынуждены будут обанкротиться. Я считаю, что справедливость должна будет восторжествовать", - сетует Ботабеков. 


 С "Туран Экспресс" взыскивают 200 млн тенге, с АО "Пассажирские перевозки" взыскивают 2 млрд тенге. 

"Это бешеные деньги. Компании никогда не смогут их отдать и будут вынуждены заявить о банкротстве. Это никому не выгодно. Государство ежегодно субсидирует около 20 млрд тенге по 80 маршрутам. Из них нам попадает 1%, АО "Пассажирские перевозки-80%, остальное другим частникам. Все зависит от длины маршрута", - пояснил он.


В НПП заявляют, что в результате перевозчики оказываются в безвыходной ситуации, когда по истечении 3-4 лет Счетный комитет выявляет нарушения, которые ранее нарушениями не являлись и предприниматели встают на грань банкротства. 


"Чем больше мы сейчас обсуждали эту тему, тем больше проблем. Причем, как я вижу, неразрешимых. У нас будет резолюция и с ней мы обратимся в генеральную прокуратуру по законным интересам субъектов предпринимательства осуществлять пассажирские перевозки железнодорожным транспортом", - заявил представитель НПП в сенате парламента Казахстана Гани Касымов. 


"У нас сейчас стоит задача устранения этих базовых противоречий. От которых идут все безобразия. Должно быть так - республиканская бюджетная комиссия когда принимает бюджет, чтобы всегда имела..