Несмотря на то, что в Казахстане принята новая Концепция развития туристской отрасли до 2020 года, в ней есть ряд пробелов и упущений, которые не позволят развить должным образом туризм в стране. Как отметил сегодня на правительственном часе, посвященном этой теме, депутат мажилиса Сеитсултан Аимбетов, один из ключевых недостатков нашего туризма — неразвитость инфраструктуры. Поэтому необходимо развивать транспортные артерии на местах.
«Концепцией предусмотрено, что пять „прорывных“ туристских кластеров будут расположены в регионах, состоящих преимущественно из сельских населенных пунктов. И общеизвестно, что эти места практически не имеют хороших безопасных дорог, подъездных путей к туристским объектам и не приспособлены к перевозке объемов туристских потоков», — отметил депутат.
Немаловажную роль в развитии туристской отрасли играет железнодорожный транспорт. И здесь, по мнению депутата необходимо использовать ресурсы АО «Қазақстан темір жолы»: внести мобильность в сферу обслуживания туристов, а именно в части бронирования групповых билетов, групповых перевозок, а также расширить карты маршрутов, включая международные.
«Также для развития туризма необходимо использовать ресурсы авиации. И сориентировать заинтересованные авиакомпании на снижение цен авиабилетов, создание конкурентной среды для малобюджетных авиаперевозчиков, развитие малой авиации, придав импульс для раскрытия туристского потенциала регионов», — подчеркнул Аимбетов.
Другой блок проблем связан со сферой обслуживания, где наблюдается дефицит квалифицированного персонала и отсутствует должное качество подготовки кадров, а также неудовлетворительное состояние зданий и сооружений туристских объектов, «моральная и физическая изношенность материальной базы объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения».
«Особый дискомфорт для туристов представляет труднодоступность курортных зон и знаковых исторических мест, неразвитость туристкой инфраструктуры. Так во многих туристских объектах не предусмотрены парковки, элементы придорожного сервиса, не продуманы элементарные знаки и указатели, отсутствуют визит-центры в местах дислокации туристов. И это является проблемой даже для здорового человека, не говоря о доступности этих мест для лиц с ограниченными возможностями», — добавил депутат.
Вместе с указанными проблемами по его словам усугубляет положение несоответствие цены качеству предоставления услуг. «Прайсы отечественных санаторий, курортов и гостиниц заставляют выбирать места отдыха не в пользу отечественного рынка. Отдых в ближнем зарубежье намного привлекательнее именно из-за ценового фактора, а не экзотичности этих стран, ведь затраты на времяпрепровождение там, включая транспорт и питание, обойдутся в полтора, а то и вдвое дешевле, чем у нас», — подчеркнул Аимбетов.
Мажилисмен напомнил, что в Казахстане уже была принята государственная программа развития туризма на пять лет (2007-2011 годы), в рамках которой планировалось выделить до 60 млрд. тенге, однако в 2010 году ее упразднили.
«В проект второго этапа индустриализации на 2015-2019 годы туристская отрасль также не включена. Это, вероятно, предполагает: „либо достижение потолка развития в этом сегменте, что сомнительно“; „либо работу по остаточному принципу. Поэтому настало время спросить с Правительства — куда и как использованы, предусмотренные в рамках государственных программ, бюджетные деньги“, — возмутился депутат. — Тем более, новой Концепцией еще предложено вложение в туризм, из разных источников, порядка 10 млрд. долларов США».
«Учитывая данные факты, — продолжил депутат, — можно констатировать, что отсутствие должного контроля, несогласованность и нескоординированность действий правительства и местных исполнительных органов наносят огромный ущерб развитию экономики, да и общества в целом. С таким половинчатым подходом не удастся достичь поставленных целей», — заключил он.