Выступая на заседании комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, посвященному проблемам в сфере розничной торговли, вице-министр констатировал, что "на  сегодняшний  день  современные  форматы

торговли находятся под давлением неравной конкуренции со стороны  базаров". "Развитие торговых сетей позволит постепенно переориентировать спрос потребителей от рынков к магазинам. Мы естественным образом создадим жесткую конкуренцию рынкам", - уверен он.
По планам минэкономики, решить данный вопрос можно посредством четырех шагов: внедрить    систему    планирования    размещения    торговых объектов; ввести новую классификацию торговых форматов, соответствующих международным стандартам; усовершенствовать законодательную базу страны, препятствующую эффективному функционированию и развитию современных торговых форматов; внедрить меры государственной поддержки розничной торговли, в том числе инвестиционные преференции.

"Для этого мы предполагаем создание в Республике Казахстан к 2018 году не менее 3 отечественных сетевых операторов, с общей численностью не менее 40 точек по всей республике и с общей торговой площадью не менее 90 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов. В последующем к 2020 году предполагается создание не менее 5 сетевых операторов, с общей численностью не менее 100 торговых точек и с общей торговой площадью не менее 120 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов", - пояснил Жаксылыков.

В качестве инструментов государственной поддержки данного направления, по его словам, прорабатывается вопрос финансирования через инструмент «Дорожная карта бизнеса - 2020».

Также прорабатывается возможность предоставления инвестиционных преференций (освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе торгового оборудования, предоставление натурных грантов).

"В результате мы предполагаем до 2020 года довести долю современных форматов в общем объеме торговых площадей до 50% (на сегодняшний день 30%); увеличить степень консолидированности рынка с 6,5% в 2013 году до 20%", - подытожил он.

Кроме того, предлагается стимулировать объединения малых торговых форматов, что позволит создать эффективную систему дистрибуции, снизить удельные издержки, сократить посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей. "К примеру, на долю закупочно-снабженческих кооперативов в странах ЕС в целом   приходится   примерно   50%   общих   поставок   товаропроизводителям необходимых им средств производства. В Норвегии. Финляндии, Швеции эти показатели еще выше - до 60%", - рассказал Жаксылыков.

В данном направлении основной упор государственной поддержки предполагается направить на строительство   и   ремонт   производственных   и   складских помещений, приобретение оборудования, а также франчайзинговые соглашения в сфере торговли между иностранными брендами и местными предпринимателями, а также малыми торговыми форматами, как инструмент стимулирования развития современных торговых форматов.

"По сути, - подчеркнул вице-министр,  мы говорим о том, что объединение малых торговых форматов (возможно и туда войдут магазины, которые появятся на месте действующих рынков) приведет к появлению новых торговых сетей".