Отвечая на вопрос депутатов о разнице в статистических данных по торговому обороту между казахстанской и российской статистикой, Смаилов пояснил, что при анализе данных берется информация с целого ряда госорганов.

 

"Поскольку нет таможенной границы, мы должны максимально охватить респондентов. Мы взяли перечень всех участников ВЭД от таможенного комитета, мы берем в рамках зеркальной статистики от ФТС перечень казахстанских контрагентов, которые указаны в российских декларациях, и берем еще информацию с налогового комитета по тем участникам ВЭД, которые регистрируются в налоговом комитете по нулевому НДС и НДС по импорту", - пояснил он. 

 

"У нас с Россией чуть больше одной тысячи экспортеров и порядка 16,5 тысяч импортеров. Каждого практически мв знаем в лицо", - добавил Смаилов.

 

Так, по итогам 2013 года импорт из России в Казахстан по данным казахстанской стороны составил 17,6 млрд долларов, по данным России - 17,5 млрд долларов.

 

"Разница всего лишь в 1,3%, а в международной практике считается во взаимной торговле разница до 10% нормальным считается", - отметил Смаилов. 

 

"Что касается экспорта Казахстана в Россию, по нашим данным это 5,8 млрд долларов, а по их данным 9 млрд долларов. Поясню почему. Там 320 млн долларов - это неправильно российский участник задекларировал природный уран, российская сторона об этом знает, сейчас работает. 150 млн по газовому конденсату - там есть методологический вопрос учета, мы показываем как транзит через Россию, они показывают как импорт из Казахстана, этот вопрос решается на уровне ЕЭК. А 2,7 млрд - это неподтвержденный, отсутствующий экспорт", - рассказал председатель Агентства.

 

"У нас есть письма с каждого предприятия, которое указывали российские участники ВЭД в Казахстане, что они не осуществляли такого экспорта в Россию. Это теневой вывод капитала из России по якобы существующим контрактам с Казахстаном. Российские недобросовестные бизнесмены выводят капитал из России, пользуясь, что нет таможенной границы и невозможно проверить факт поставки. Россияне этот вопрос знают, и сейчас ФТС России ставит вопрос на ЕЭК", - заключил он.