Тогжан Калиаскарова, Vласть
 
 
Представители Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» обратились с письмом к премьер-министру Серику Ахметову с просьбой дать поручение уполномоченным органам комплексно рассмотреть предлагаемые «Союзом «Атамекен» поправки в закон, регламентирующий установку POS-терминалов, - говорится в пресс-релизе НЭПК «Союз Атамекен», распространенном в четверг.
 
 
Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег»   с 1 января 2013 года обязал всех предпринимателей установить POS-терминалы для приема платежей с использованием платежных карточек. Эксперты НЭПК «Союз Атамекен» считают необходимым предоставить предпринимателям отсрочку по реализации этого обязательства.
 
 
По результатам сбора консолидированной информации со всех регионов Республики Казахстан и сведений, представленных банками второго уровня, по состоянию на 30 мая 2013 года, эксперты «Союза Атамекен» сообщили, что в реализации данной нормы, предприниматели сталкиваются с теми же трудностями, что и 7 лет назад, когда эта норма формально вступила в действие.
 
 
Эксперты «Союза Атамекен» просит правительство Казахстана обратить внимание на ряд проблем, среди которых недостаток соответствующего месячного оборота (от 200 тыс. до 600 тыс. тенге в месяц) и количества транзакции, которые необходимы для того, чтобы банки предоставляли POS-терминалы на безвозмездной основе.
 
 
Невыполнение данного требования предпринимателем в течение 3-х месяцев приводит к изъятию банком POS-терминала и к снятию с обслуживания данной торговой точки.
 
 
В ходе обсуждений данной проблемы с Национальным банком Республики Казахстан и банковским сообществом таким предпринимателям было предложено покупать оборудование за свой счет.
 
 
Также, по информации «Союза Атамекен» банки не готовы удовлетворить все заявки предпринимателей по установке POS-терминалов в связи с их отсутствием на складах, как в филиалах, так и головных банках.
 
 
В филиалы банков в регионах, как правило, POS-терминалы поставляются партиями с головных банков, а это занимает время. Срок невыполнения заявки предпринимателя удлиняется, а это влечет, соответственно, и увеличение срока нарушения нормы законодательства предпринимателем.
С момента вступления в действие нормы сохраняется высокая комиссия по транзакциям (от 0,5 до 5 % в зависимости от того, осуществляется ли транзакция по карточке банка, обслуживающего POS-терминал, либо другого банка), говорится в распространенном сообщении.
 
 
Учитывая относительную дороговизну POS-терминалов (от 60 тыс. тенге) для субъектов малого бизнеса, некоторыми банками начата разработка программ по передаче в финансовый лизинг либо кредит, но в настоящий момент ни один из банков не подтвердил готовность предоставлять такие виды услуг.
 
 
В "Атамекене" также отмечают, что проверки налоговых органов на предмет наличия POS-терминального оборудования уже проводятся,  предпринимателям направляются уведомления об устранении нарушений. Но предприниматели, зачастую не могут устранить нарушения в силу не зависящих от них обстоятельств.
 
 
Также предприниматели сообщают о приостановке закупа новых POS-терминалов и банкоматов банками в связи с готовящейся реформой по созданию единого процессингового центра. В частности, согласно проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан в области осуществления платежей и переводов денег» предусмотрен переход всей POS-терминальной и банкоматной сети в собственность Национального банка.