«Мы считаем, что основной задачей специализированной магистратуры должна быть подготовка высокопрофессионального резерва для судебной системы. Ее конечной целью должно стать зачисление в кадровый резерв. А участие в конкурсах на занятие вакантных должностей судей – обязательным. Таким образом, результатом обучения в магистратуре должен стать выпуск кандидатов в судьи», - заявил Рахметулин. 

Он отметил, что в данное время, магистранты, окончивший обучение, сдают квалификационный экзамен на должность судьи по своему желанию, что является неправильным. Кроме того, в верховном суде предлагают «поддержать рекомендацию международной организации экономического сотрудничества и развития о переподчинении института правосудия верховному суду». 

«Основополагающим в вопросе усиления квалификационных требований кандидатов в судьи становится внедрение следующего алгоритма подготовки будущих судей в специализированной магистратуре», - добавил Рахметулин.
В частности, в 21-22 года кандидаты в судьи должны получить высшее юридическое образование, 25-27 лет – поступление на учебу в институт правосудия, 28-29 лет – участие в конкурсе, назначение на должность судьи с испытательным сроком от одного года до трех лет и 30-32 года – указ президента о назначении на должность судьи. 

«При сдаче квалификационного экзамена на должность судьи в специализированной магистратуре ввести обязательное психологическое тестирование», - также подчеркнул председатель коллегии.

Кроме того, в верховном суде предлагают ужесточить квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. 

«Нуждается в пересмотре порядок сдачи квалификационного экзамена, - уверен Рахметулин. - За основу может быть принят опыт Германии, где подготовка судей представляет собой многоэтапную сдачу письменных экзаменов и практическое обучение». 
«В частности, предлагается рассмотреть вопросы введения на законодательном уровне института рекомендаций, тестирование на знание государственного языка, по аналогии с отбором кандидатов в корпус А, усовершенствование квалификационного экзамена путем включения задач, кейсов для оценки способности к правоприменительной деятельности», - пояснил он.

Кроме того, предлагается ввести годичный испытательный срок для лиц, рекомендованных на должность судьи. 

«По истечении этого срока вопрос о назначении на должность судьи на постоянной основе в соответствии с международными стандартами, должен решаться высшим судебным советом на основе заключения судебного жюри», - добавил Рахметулин. 
В качестве кардинальной меры предлагается рассмотреть вопрос о ведении системы периодической профессиональной оценки деятельности. При этом, «исключается аттестация всех действующих судей как разовая акция». 
«Речь идет о наделении судебного жюри функцией по оценке профессиональных качеств судьи один раз в пять лет, за исключением судей, имеющих судейский стаж более 15 лет, а также в случаях участия судей в конкурсе на должность судей вышестоящего суда, на должность председателя суда или судебной коллегии.

Проект изменений и дополнений в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» по вопросам совершенствования порядка назначения на вышестоящие судейские должности, введение института карьерного планирования судей на принципе меритократии в стадии разработки», - заключил он.