Спустя месяц с членами рабочей группы встретился и Нурсултан Назарбаев. «Ни одна страна в мире так не обсуждала свой новый алфавит со всем народом», - заявил он, сообщив, что в администрацию президента поступило «более 300 обращений» по этому поводу. Президенту был представлен другой вариант алфавита - вместо диграфов в него ввели апострофы. Через две с половиной недели глава государства подписал указ о переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику, утвердив вариант с использованием апострофов. «Есть консенсус между учеными, языковедами, политиками, молодёжью, представителями Ассамблеи народа Казахстана. В целом общество поддерживает», - объяснил свое решение Назарбаев. Согласно указу, в республике образована Национальная комиссия по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику.
Узбекистан
Узбекские историки вспоминают, что решение о переходе на латиницу в начале 90-х годов принималось в атмосфере неприязни ко всему русскому как к наследию колониального прошлого. Впервые о необходимости языковой реформы в 1992 году на сессии Олий Мажлиса (парламента - V.) заявил Пиримкул Кадыров, член парламентского комитета по науке и культуре. По воспоминаниям современников, глава республики Ислам Каримов к переходу на латинскую графику отнесся сдержанно - в 1993 году, когда депутаты в очередной раз подняли этот вопрос, Каримов якобы предложил предоставить гражданам страны возможность факультативно - при желании - осваивать латинскую письменность. Однако такая позиция претила некоторой части узбекской интеллигенции, и в результате Олий Мажлис постановил ввести в действие подписанный Каримовым закон «О введении узбекского алфавита, основанного на латинской графике».
Несмотря на то, что новый закон формально получил одобрение главного представительного органа республики, его принятие вступило в противоречие с принципами новой конституции Узбекистана (которая была принята годом ранее). По сей день девятая статья основного закона гласит: «Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)».
Постановлением Верховного совета в сентябре 1993 года был утвержден состав госкомиссии по введению узбекского алфавита, основанного на латинской графике. Ей было поручено разработать новые правила узбекской орфографии и программу перехода на новый алфавит, который был принят в том же году. В 1995 году он был подвергнут изменениям, а программа увидела свет лишь в 1996 году (примечательно, что для запланированных в ней мероприятий не были определены объемы бюджетного финансирования). Тогда предполагалось, что процесс перехода окончательно завершится к 2005 году, однако позднее этот срок отодвинули еще на пять лет.
Туркменистан
Дискуссии об отказе от кириллицы в начале 90-х не обошли стороной и Туркменистан, и уже в августе 1992 года в главной правительственной газете страны был опубликован первый проект нового туркменского алфавита на латинской графической основе, который был разработан специалистами института языкознания. В январе 1993 года тогдашний глава республики Сапармурат Ниязов проводит в Академии наук расширенное заседание и утверждает состав комиссии по рассмотрению предложений по новому алфавиту с собой во главе. В феврале того же года на страницах официальной прессы появились результаты работы комиссии, которая при разработке альтернативного варианта алфавита стремилась учесть требования «компьютерщиков».
12 апреля 1993 года Меджлис Туркменистана единогласно принял постановление об одобрении указа президента о новом алфавите туркменского языка. Директор института языкознания заявил депутатам, что идея перехода на латиницу «продиктована независимостью» и воспринята населением с одобрением. «За истекшие полтора года работы над проектом алфавита поступило много предложений, замечаний. Существенные из них были учтены при доработке окончательного варианта», - подчеркнул он.
Согласно принятому указу, новый туркменский алфавит следовало «ввести в действие» уже с 1 января 1996 года - на подготовительную работу президенту, парламенту и правительству отводилось три года. После принятия документа под председательством Ниязова был создан Государственный организационный комитет по руководству работой перехода на новый алфавит туркменского языка. В июне 1993 года постановлением президента была принята и программа по переходу, которую разработали в институте языкознания. Программа не содержала в себе источников финансирования, а также не предусматривала расходов на переобучение населения и переиздание книг. Впоследствии в алфавит 1993 года были внесены изменения - таким образом «полный переход» к латинице в Туркменистане официально завершился лишь в начале 2000 года.
Азербайджан
25 декабря 1991 года президент Азербайджана подписывает разработанный парламентом республики закон «О восстановлении азербайджанского алфавита с латинской графикой». Документ был призван «устранить допущенную историческую несправедливость» - азербайджанский алфавит в 1939 году «вопреки воле народа, под давлением центра» был сменен на кириллицу. В тот же день Национальный совет Верховного совета республики постановляет восстановить латинскую графику в два этапа.
Согласно документу, с 1992 года первоклассники должны учиться по новому алфавиту, для остальных школьников и студентов должны быть организованы факультативные занятия; газетам и журналам поручили наравне с кириллицей использовать латиницу; организовать лектории по телевидению по пропаганде алфавита. В 1993 году правительство планировало завершить внедрение алфавита с латинской графикой во всех сферах системы образования.
Несмотря на это, возвращение к латинице в реальности осуществлялось чрезвычайно медленно, а потому 18 июня 2001 года тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев издал указ «Об усовершенствовании применения государственного языка». Документ радикальным образом изменял условия использования азербайджанского языка - глава государства поручил, в частности, в месячный срок подготовить проект закона, определяющий меру ответственности за «препятствование применения латинской графики». До 1 августа все издаваемые в стране газеты, журналы, книги должны были быть переведены на латинскую графику, то же касалось делопроизводства в центральных и местных органах исполнительной власти.
В 2004 году Ильхам Алиев, избранный президентом Азербайджана в 2003 году, своим распоряжением утвердил список словарей, энциклопедий, произведений азербайджанской и всемирной литературы, подлежащих изданию на латинской графике, а также поручил выделить средства библиотекам для их приобретения.
Молдова
В Молдове языковой вопрос актуализировался еще в годы перестройки. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы - политическое движение, выступавшее за автономию и признание за молдавским языком на основе латинской графики статуса официального языка республики. Летом в Кишиневе прошли массовые демонстрации, и уже 31 августа депутаты Верховного Совета Молдавской Советской Социалистической Республики почти единогласно провозгласили молдавский язык на основе латиницы единственным государственным языком. Депутаты приняли закон «О возврате молдавскому языку латинской графики». Перевод молдавского языка, говорится в документе, «призван способствовать устранению деформаций в языке, сложившихся в силу ряда объективных и субъективных причин».
Верховный Совет Молдавской ССР подразумевал, что переход будет осуществляться в два этапа. До 1993 года латинская графика должна проникнуть в сферы политической, экономической, социальной и культурной жизни страны; все звенья системы народного образования должны перейти на латинскую письменность. Завершающий этап этого процесса, полагали депутаты, придется на 1994-1995 годы, когда на латиницу перейдут все госорганы, учреждения и организации страны. В этот же период граждане должны получить новые удостоверяющие личность документы. Между тем, в постановлении особо оговаривается, что «научные труды, художественные произведения, официальные, информационно-методические и иные материалы, изданные на молдавском языке с применением славянского письма, остаются в духовной сокровищнице молдавского народа».
В июле 1994 года была принята ныне действующая конституция Молдовы, в которой латинская основа государственного языка была закреплена еще раз: «Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики» (п.1 ст.13).