«Мы рассматривали и заслушивали всех администраторов программ с одной единственной целью, чтобы они могли убедительно и полноценно показать, что выделенные деньги действительно так целесообразны и необходимы, что реально будет изменено в жизни каждого казахстанца, - заявила председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. - И с грустью следует сообщить: за редким исключением администраторы программ могли четко и реально показать конечный результат, на что тратятся эти деньги».
Проанализировав все средства, потраченные на государственные программы, парламентарии вынуждены констатировать: результата как не было, так и нет. «В Казахстане доля сельского хозяйства в структуре ВВП, несмотря на большие деньги, которые ежегодно выделяются, с каждым годом неуклонно снижается. Если в 1991 году доля сельского хозяйства составляла в ВВП 34%, сейчас она составляет всего 5%, доля импорта в сельском хозяйства в том же 1991 году составляла всего порядка четверти, сейчас – 60%. И тогда у нас возникает вопрос об эффективности этих денег. Где же конечный результат?», - задалась сельскохозяйственным вопросом депутат.
Большие нарекания вызывает и социальный блок. В частности, давно не решаемая проблема ликвидации аварийных и трехсменных школ. Решить этот вопрос министерство образования и науки обещало еще два года назад. Однако "воз и ныне там": «Мы эту программу продлили. И с каждым годом на это выделяются дополнительные деньги, а число аварийных и трехсменных школ растет", - напомнила Карагусова, подчеркнув, что деньги выделяются, однако школы строятся не там, где они действительно необходимы.
«Так будет все время, пока министерство образования не будет иметь четкого представления где нужно строительство этих школ с учетом всех процессов: миграции населения, рождаемости, мобильности в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию», - сказала она.
Тему продолжила вице-спикер палаты Дарига Назарбаева, заметив, что в стране насчитывается 284 трехсменных и аварийных школы, а в трехлетнем бюджете закладывается строительство 120 школ. «Школы будут строиться не там где нужно, и они не решают проблему аварийных и трехсменных школ…. Получается, мы плывем по течению, и через год опять будем эти вопросы поднимать, через пять лет мы снова будем об этом говорить», - сказала она.
Министр образования и науки Аслан Саринжипов парировал, что в ведомстве знают каждую проблемную школу и со всеми акиматами впервые заключили меморандумы на три и пять лет, чтобы эти школы реально построить.
«Эту проблему мы видим, она серьезная, но по ней адекватные решения с бюджетированием мы приняли, подписали трехлетний меморандум и следим за их исполнением…. Если будет адекватная поддержка в плане бюджета, этот вопрос по большинству областей мы за три года решим, за пят лет мы решим по областям, где есть демографический рост», - заверил глава МОН.
«В общем еще пять лет, уважаемые коллеги мы должны ждать. Но имейте ввиду: что такое аварийные школы? Это школы, в которые каждый ребенок каждый день подвергается опасности. Вот и все», - подчеркнула вице-спикер.
«Уважаемая Дарига Нурсултановна!. Если бы была моя возможность, я бы все школы построил в один год. Если бы мне дали деньги», - заверил было министр.
«Вот и постройте за один год. Сократите ненужные расходы и бросьте все силы туда сейчас. О каком инновационном прорыве может идти речь, если мы не можем решить базовые проблемы образования? Мы уже про детские сады молчим», - подвела конец дискуссии Назарбаева.
Карагусова продолжила, что на своем собственном опыте знает, как в министерстве образования начинают одну программу и, не завершив ее, но потратив деньги, начинает другую. В пример она привела программу «Профессионального технического образования», по которой в 2004 году было выделено 8 миллиардов тенге на строительство межрегиональных центров по подготовке и переподготовке профессиональных технических кадров.
«Эти центры в Усть-Каменогорске, Экибастузе и Шымкенте до сих пор не завершены. Мало того, в Экибастузе не только не завершен, он находится в аварийном состоянии и сейчас туда деньги не выделяются. А кто за это ответит?, - возмутилась депутат. - Об этом мы забыли, теперь мы строим колледжи мирового уровня по подготовке профессионально-технического образования, но никто не может объяснить, что такое мировой уровень».
Напомнила Карагусова и о «злополучном» e-learningе, на который потрачено 27,5 миллиардов бюджетных средств. По изначальной концепции ребенок в любом уголке страны онлайн мог обучаться и получать знания как в лучших школах столицы.
«Что мы имеем в итоге? Система не имеет целостной структуры, состоит из разрозненных модулей и направлена не на школьников, а на управленческое звено. Какое? Никто не может объяснить. Нет квалифицированных специалистов, которые могли бы обучить использование этой системы, и нет соответствующего методического обеспечения. А самое главное – те, кто должны учиться – сельские учителя и школьники, они не могут участвовать в программе, потому что нет подключения к интернету. Тогда мы спрашиваем: зачем?, - снова спросила Карагусова.
Не меньше вопросов вызывает у депутатов и сфера здравоохранения, где в последние годы прошла массовая реформа. Вместо трат на улучшение здоровья народа большинство средств направлялось на покупку дорогостоящего оборудования, которым никто не умеет пользоваться.
«Заболел мой внук, у него что-то не осваивается. Очень дорогая экспертиза. Сделали обследование на этом оборудовании и отдали нам. Я говорю, я вот вижу, что здесь что-то не так. Кто-то может прочесть (результаты – V)? То, что выдал этот аппарат у нас в стране никто не смог прочесть и сказать, что же мне с этим делать? – поделилась личным опытом Карагусова.
Единая информационная система здравоохранения, на создание которой средства с 2005 года выделено 14,5 миллиардов тенге вызывает, по меньшей мере, недоумение: «В итоге, в течение 8 лет, ребята, восемь лет, программа находится в пилотном режиме. Ребята, сколько можно ее испытывать? Сколько можно пилотировать? - обратилась депутат к представителям министерства здравоохранения. – Ни о каком качестве предоставления медицинских услуг, несмотря на огромное количество денег, у нас речи не может быть».
Система здравоохранения, по мнению Карагусовой, построена на странной логике, когда вместо сокращения инвалидности трудоспособного населения, люди становятся хронически больными.
«Что мы сделали? Мы теперь можем лечиться в стационаре, если у нас что-то остро заболит: аппендицит, гланды вырезали – и гуляй Вася. Тебя прокололи, острое воспаление легких сняли, а дальше – твои проблемы. А что такое хроники? Это хроники, которые потом приходят к Тамаре Касымовне (Дуйсеновой – министр здравоохранения и социальной защиты – V.) за получением инвалидности. Кому мы сделали лучше? Где мы сэкономили?, - снова поинтересовалась депутат.
Высказав претензии, Карагусова призвала членов правительства еще раз пересмотреть расходную часть бюджета, чтобы деньги не были потрачены впустую. «Ну давайте свой дом обустроим правильно? И если вы думаете, что это деньги чьи-то, это деньги наши, и ваши в том числе тоже. Так как вы тоже являетесь налогоплательщиками», - напомнила она министрам.
Впрочем, критике подверглись не только бюджетные расходы. Доходная часть тоже вызывает удивление депутатов. Так, ежегодно снижаются поступления корпоративного подоходного налога, который из года в год падает, несмотря на реализацию ГПФИИР. Зато количество штрафов и пени, за счет которых пополняется госказна, неуклонно растет. И дело вовсе не в улучшении работы фискальных органов:
«Наша фискальная политика становится репрессивной. Мы хотим быть законопослушными, но вы же сами толкаете добросовестного налогоплательщика, чтобы они не платили. Потому что они платят и обязательно с них штраф и пени. Потому что доходную часть надо пополнять, - заявила Карагусова и язвительно поинтересовалась, - А где тогда задание президента, который говорил, что надо сделать так, чтобы налоги было выгоднее платить, чем не платить».
Кстати, это не единственное поручение президента, выполнение которого правительство проигнорировало. Карагусова решила заострить на этом внимание: «Нет того, чтобы каждый запланированный тенге имел конечный результат и эффективность. Мы этого не увидели, - констатировала она и тут же признала: «Конечно, бюджет мы примем, это понятно, мы учтем всю ту ситуацию, которая есть, но и вы, - обратилась она к членам кабмина - пожалуйста, учтите наши предложения и пересмотрите те программы, на которые выделяются деньги, и которые так неэффективно исполняются».
Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева в свою очередь отметила, что пока ставить точку в обсуждении этих проблем еще рано, и проект бюджета еще раз вынесут на обсуждение фракции.
«Сегодня из выступлений коллег, Ерболат Аскарбекович, прозвучало для вас очень много занятных идей и предложений как вы бы могли урезать те или иные расходы совершенно не нужные, - обратилась она к министру национальной экономики Ерболату Досаеву. - Тем более, когда мы говорим «караул», бюджет трещит по швам, цена на нефть и металлы падает, конъюнктура на мировом рынке на сырье не самая лучшая, так может быть правительству нужно затянуть поясок и эти программы не нужные убрать?».
По ее словам, никто не видит реализации идей тех же международных организаций, в частности контракты со Всемирным банком.
«Мы не знаем, на сколько процентов выполняются рекомендации этих уважаемых организаций, а деньги все идут и идут, в том числе и по вашему ведомству. Вы просите новые миллиарды на работу с международными организациями, которые будут давать вам умные советы. Тогда зачем вы нам нужны. Можем пусть всемирный банк и управляет нашей экономикой», - высказала предложение Назарбаева и резюмировала, что потенциал для экономии по разным отраслям огромен, и деньги следует направить именно на те вопросы, «которые просто вопиют и требуют решения».