К сожалению или к счастью, за последние годы у казахстанских тележурналистов выработался четкий алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях. К авральному режиму работы в условиях, когда получить хоть какую-то официальную информацию чрезвычайно сложно, казахстанские телевизионщики уже приспособились. Кроме этого, каждый канал уже, наверняка, определился и с этическими аспектами работы своих журналистов во время ЧС, хотя еще не так давно освещение авиакатастроф было серьезным вызовом для репутации телеканалов.
В этот раз казахстанских журналистов никто ни в чем обвинять не спешил, а вот сами телевизионщики к концу недели не скупились на упреки в адрес, казалось бы, мало причастных к трагедии людей. Среди первых под раздачу попали народные избранники. Корреспондент телеканала КТК в завершении сюжета об авиакатастрофе с деланной грустью заметила: «Депутаты вроде бы каждый раз хотят поднять до небесных высот вопрос безопасности, контроля и технического оснащения даже самых небольших и всех частных самолетов, но каждый раз чего-то ждут». Увы, развивать эту мысль дальше журналист не стала, однако чуть ранее она заметила, что «если где-то хуже, это не значит, что проблем с авиацией в нашей стране нет вообще».
Корреспонденты «Астаны» также не стали в очередной раз озвучивать банальности и решили, что «требовательные» клиенты частных авиакомпаний также могут играть роковую роль в авиакатастрофах на территории республики. Журналист канала подчеркнула, что главным руководящим мотивом работы пилотов частных авиакомпаний в настоящее время зачастую служит тот факт, что «деньги за полет уплачены». А это, в свою очередь, создает определенное психологическое давление на летчиков, которые стремятся во что бы то ни стало завершить рейс, максимально избежав при этом каких-либо материальных потерь, продолжает собеседник журналиста «Астаны», опытный пилот.
Однако не все телевизионщики пожалели казахстанских пилотов, терпение которых, возможно, действительно испытывают притязательные заказчики. Журналисты «Седьмого канала» без особого труда и при помощи нескольких комментариев «независимых» экспертов списали все на недисциплинированность летчиков. В синхроне одного из таких спикеров звучали и куда более выразительные характеристики казахстанских пилотов – «самоуверенность», «лихачество». Несмотря на это, основной посыл сюжета заключался все же в том, что только неукоснительное выполнение всех руководящих правил полетов способно не только уберечь от чрезвычайных ситуаций, но и минимизировать потери в случае неудачного исхода какого-либо маневра.
С документами, нужно сказать, отдельная проблема, на которую обратили внимание практически все программы отечественного телевидения с претензией на аналитику. Мало того, что большая их часть в области малой авиации носит лишь рекомендательный характер, у государства отсутствует единая стратегия развития этой отрасли. Журналисты со ссылкой на «профессионалов» авиации вспомнили времена Советского Союза, когда «авиация была единой и действовала по общей строгой системе». Казахстанской малой авиации, как выяснилось, много чего не достает – от жесткой системы контроля до советника главы государства по вопросам авиации и, как следствие, соответствующего национального агентства.
Хотя и здесь возникает небольшая загвоздка – стране не хватает качественных управленческих кадров в сфере авиации, говорят собеседники телевизионщиков. Сами же журналисты о низком уровне профессионализма государственных чиновников отзываются куда более откровенно. Например, так: «Отраслевые чиновники ограничиваются тем, что делают выводы от одной трагедии до другой, и выводы эти, к сожалению, не приводят к принятию конкретных решений». На других же телеканалах государственных мужей пожурили даже не за отсутствие решений, а за банальную медлительность: «Расследовать трагедию на границе неба и земли быстро не получалось еще никогда».
Ну и, наконец, осторожнее всего журналисты, как ни странно, винили в произошедшем сами частные авиакомпании. В их адрес не сыпались серьезные обвинения, сомнения в удовлетворительном состоянии их самолетов почти не звучали. Лишь один телеканал направил свою съемочную группу на авиаремонтный завод в Актобе, где злополучный АН-2 в прошлом году удачно прошел проверку. Именно там из уст простого рабочего журналисты услышали, что ремонтировать самолеты казахстанские авиакомпании согласно графику не особо стремятся. В 2015 году, к примеру, лишь 5 самолетов АН-2 пройдут ремонт на заводе, в то время как по стране в эксплуатации их около 300.
На всех упомянутых выше телеканалах сюжеты о крушении самолета в итоговых программах недели выходили первыми. Первые слова ведущих касались подробностей авиакатастрофы. Сюжеты о деталях случившегося длились по 10-15 минут. Таким образом, приоритетность этой новости у большинства информационных служб казахстанских каналов никаких сомнений не вызывала. Однако, к большому удивлению, нашлись телеканалы, которые не то чтобы не рассказали об авиакатастрофе во вторую или третью очередь, а вообще решили о ней не упоминать.
Совершенное недоумение в этом отношении вызвали два крупнейших республиканских телеканала – «Хабар» и Первый канал «Евразия». По какой-то причине корреспонденты итоговых программ на этих каналах не озаботились ни хроникой авиакатастрофы, ни тем более ее возможными причинами. Вместо этого по «Хабару», например, рассказывали про «демократичный подход» к принятию решений в агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции, а на «Евразии» зрителям гордо продемонстрировали репортаж собственного корреспондента канала с кинофестиваля Эмира Кустурицы в Сербии, где уже якобы формируется «второй полюс» мирового кинематографа.