Для таких стран, как Россия и Китай гораздо важнее не произвести «перезагрузку», а сохранить прежний уровень отношений. Хотя, они не были бы против, если новый президент Узбекистана повернется в их сторону и будет более благосклонен к их инициативам. Вместе с тем ожидать скорого вступления Узбекистана в ОДКБ или отказа от блокирования создания свободной экономической зоны ШОС не приходится. Наверное, сами Москва и Пекин не будут рады допустить перекосов в свою сторону на данном отрезке времени, чтобы не накалять отношения между собой. Исходя из этого, возможно, двум игрокам гораздо важнее, чтобы Ташкент проводил внешнюю политику в «каримовском» стиле в кратко- и среднесрочной перспективе.
В регионе есть определенное привыкание к поведению Узбекистана, которое последовательно продуцировалось и отстаивалось Ташкентом. И резкий отказ от привычек может показаться очень странным для всех. Последние выступления узбекских политиков в принципе показывают, что они готовы и дальше исполнять свою роль равноудаленого партнера.
Интересно наблюдать за действиями Казахстана, который отправил экономическую делегацию в Ташкент для активизации сотрудничества. Повышение уровня экономического и торгового партнерства - вопросы первостепенные для соседних стран и понятно, что экономические интересы не могут ждать, пока узбекские граждане определятся с новым президентом. Это может говорить о том, что отношения между Казахстаном и Узбекистаном основываются на определенном фундаменте, который не подвержен конъюнктурным вещам.
С другой стороны, Астана хочет воспользоваться моментом, когда новая власть ищет понимания и легитимности от других стран и готова ради этого идти на определенные уступки. Более того, обе страны хотят скорее вернуться в привычный режим отношений, показывая, что надо работать и идти дальше. Это может говорить о том, что Астана уверена в том, что ее не будут ожидать какие-либо потрясения и отношения между соседями будут развиваться как и прежде.
Скорее всего, это значит, что внутриэлитный консенсус в Узбекистане все-таки достигнут и внешним партнерам даны определенные гарантии, что нет повода для беспокойства. Наряду с этим Астана, вероятно, хочет показать Ташкенту, что не берет паузу и не ожидает, пока все «устаканится».
Следовательно, первый стресс-тест проведен. После выборов президента отношения между Узбекистаном и странами региона, вероятнее всего, войдут в привычный режим. Этого желают и партнеры Ташкента. Внутренняя нестабильность в ключевой стране региона не отвечает интересам России, Китая и стран Центральной Азии. Важно, чтобы от Узбекистана исходило как можно меньше рисков. Более того, важно, чтобы Узбекистан продолжил заниматься решением проблем, связанных с терроризмом и другими деструктивными тенденциями, исходящими в том числе от Афганистана.
А значит, региональные партнеры Узбекистана не позволили бы стране скатиться в пропасть и завязнуть во внутриэлитных конфликтах. Политический истеблишмент Узбекистана довольно опытный и он четко понимает, какие есть «красные черты», которые не стоит переходить. Вероятно, в последующие годы внутриэлитный баланс претерпит определенные изменения, но пока Ташкент будет продолжать выполнять все внешние обязательства и противодействовать общим угрозам, это не будет вызывать острой критики и неприязни со стороны региональных сил. Вместе с этим от нового президента Узбекистана будут также ждать каких-то интересных и свежих подходов, в том числе в отношении региональных вопросов, в частности, в водно-энергетических, приграничных и транспортно-логистических сферах.