Марат Шибутов, Vласть


 

Сменились два ключевых чиновника в исполнительной ветви власти, а значит и целом в стране, - Карим Масимов и Аслан Мусин. Первый - из премьер-министров ушел в руководители администрации президента, а второй - из руководителей АП ушел в председатели Счетного комитета. Оба были на своих постах очень долго по казахстанским меркам: Масимов - 5 лет и 9 месяцев, а Аслан Мусин до 4-летнего пребывания в должности не добрал 3 недели. Но список достижений и дальнейшие перспективы у обоих политиков очень разнятся.


 

Начнем с Аслана Мусина. Посмотрим куда уходили руководители АП до этого:

  1. Сарыбай Калмурзаев – управляющий делами президента

  2. Нуртай Абыкаев – председатель сената

  3. Имангали Тасмагамбетов - аким города Алматы

  4. Адильбек Джаксыбеков - первый заместитель председателя НДП «Нур-Отан»

  5. Кайрат Келимбетов – председатель правления ФНБ «Самрук-Казына»


 

На этом фоне назначение Аслана Мусина председателем Счетного Комитета выглядит как существенное понижение и аппаратный проигрыш по сравнению с предшественниками. Несмотря на отношение к президентской вертикали, Счетный комитет – это небольшой контрольный орган, состоящий из 40 человек и не обладающий большими полномочиями и политическим весом. Почему же так случилось? Что стало причиной именно такого назначения?


 

Надо отметить, прежде всего, что в последние годы наблюдается падение статуса и работоспособности администрации президента. И тут есть место аксиоме известного экономиста Каната Берентаева «В Казахстане не будет работать ни одна программа, к которой имел отношение, пусть даже косвенное, Кайрат Келимбетов». К сожалению для АП, Кайрат Нематович успел там не только поруководить, но и произвести кардинальную реформу структуры после которой ее функциональность снизилась. Конечно, она не превратилась во что-то вроде институтов развития «Казыны», но сравнить ее с АП при Джаксыбекове или Абыкаеве нельзя. Поэтому Аслану Мусину достался достаточно проблемный политический институт. Он, конечно, пытался навести там порядок, но видимо это ему не удалось, и упор пошел на как можно более простые и жесткие методы.


 

В политике АП период руководства Мусина запомнился следующим:

  1. Общим трендом на усиление роли государства в политической и общественной сфере.

  2. Занятие партией «Нур Отан» подавляющего большинства мест в маслихатах и вытеснение региональной элиты на обочину политической жизни.

  3. Проведение выборов президента, принятие закона о лидере нации.

  4. Парламентские выборы с появлением многопартийного парламента.

  5. Вытеснение независимых СМИ и блокировка сайтов.

  6. Войнами силовиков, к примеру, КНБ против финансовой полиции.

  7. Первым за многие годы проявлением несогласия региональных элит с решением центра (письмо атырауских депутатов).

  8. Скандал с доктриной национального единства и рост на этом влияния национал-патриотов.

  9. Усиление террористической активности (подробнее здесь).

  10. Конфликт в Жанаозене, закончившийся массовыми беспорядками.

  11. Усиление регулирования государством религиозной сферы.

  12. Проблемы во внешней политике – особенно в регионе (подробнее здесь).

 

В целом, итог работы скорее отрицательный, чем положительный.

 

Как же обстоят дела у Карима Масимова?

 

Очевидно, что новый пост – это повышение и признание заслуг. До этого на пост руководителя АП приходил только один бывший премьер-министр – Имангали Тасмагамбетов. Но надо понимать, что во времена Тасмагамбетова правительство обладало большей экономической свободой – тогда не было неповоротливого монстра ФНБ «Самрук-Казына». А большинство действий в экономике приходилось проводить через него. Тем не менее Масимову удалось сделать кое-что в экономике. Также он проявил себя как сильный аппаратный игрок – влияние канцелярии премьер-министра возросло очень сильно, на что обратил внимание даже президент.

 

Основные события и тренды, чем запомнится период работы Масимов в правительстве:

  1. Усиление роли государства в экономике за счет роста государственных компаний и вхождения в капитал иностранных проектов.

  2. Борьба с кризисом, которая в целом закончилась успехом (подробнее здесь).

  3. Несмотря на развитие программы казахстанского содержания, Казахстан крайне зависит от импорта.

  4. Индустриально-инновационная программа демонстрирует слабые успехи.

  5. Осуществлен переход на трехлетнее бюджетное и пятилетнее стратегическое планирование.

  6. Создана основа для развития экспортоориентированного сельского хозяйства (подробнее здесь).

  7. Несмотря на большое количество контролирующих органов, коррупция крайне велика, что резко снижает эффективность выполнения любой государственной программы.

  8. Осуществлено вступление в Единое Экономическое Пространство и скоро страна войдет в ВТО. При всей неоднозначности данных интеграционных мероприятий эффект от них более положительный.

  9. Правительство и государственные органы стали более открытыми. Развиты электронные услуги и ЦОН, что существенно облегчает жизнь.

  10. Не удалось решить долгосрочные экономические проблемы – повышение занятости, замена устаревающей инфраструктуры, развитие обрабатывающей промышленности.


 

В целом, итог работы скорее положительный, чем отрицательный. Надо отметить, что приход в администрацию президента Карима Масимова не будет легким – дело в том, что если будут приняты поправки в законодательство о борьбе с терроризмом (подробнее здесь) председатель Комитета нацбезопасноси резко расширит свои полномочия и потеснит по влиянию премьер-министра, создавая конкуренцию руководителю АП.

 

В качестве иллюстрации использована колода карт с изображениями казахстанских политиков, выпущенная в 2011 году. Идея Галым Байтук, художник Валерий Крестников. Фото из архива Vласти.