Президент назначает 15 сенаторов, «с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества», как это зафиксировано в Конституции. Сейчас истекли полномочия «восьмерки», назначенной в 2007 году. «Семерка» депутатов заступила на пост в ноябре 2011 года, до окончания срока - еще почти четыре года.
Свой мандат из числа тех, кто уже отбыл срок депутатских полномочий, сохранил лишь Серик Нугербеков, экс-заведующий Отделом социально-экономического мониторинга в АП.
Нугербеков был назначен на место ушедшего в октябре прошлого года Толегена Мухамеджанова. Последний, будучи композитором и музыкантом, успешно возглавил Государственный театр оперы и балета "Астана Опера".
«Депутаты сената, хоть и равны, но, как говорится, некоторые ровнее других. Президентские сенаторы не только являются практически единственным источником юристов-правоведов и методом баланса национально-гендерного состава верхней палаты, но и кадровым резервом «партии и правительства. Верно и обратное - туда иногда уходят политические тяжеловесы перед завершением своей политической карьеры. И по негласному правилу - балансировать средний возраст депутатов - произошло обновление», - отмечает в интервью Vласти Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане».
По словам Ашимбаева, среди ушедших - большинство достигло пенсионного возраста. Адилу Ахметову исполнилось 69 лет, Оралбаю Абдыкаримову - 68, Юрию Цхаю - 64, Александру Судьину и Гани Касымову - 63 года.
«Самый молодой - 56-летний Болат Жылкышиев, но о его возвращении в исполнительную власть говорили уже давно. Нельзя сказать, что все вышеперечисленные прямо завтра уедут на дачи и сядут за мемуары, напротив, думаю, их опыт еще долго будет востребован. Речь в первую очередь идет просто об обновлении палаты, своего рода обеспечении динамики», - отмечает Ашимбаев.
Vласть попыталась выяснить планы теперь уже экс-сенаторов на дальнейшее трудоустройство. Лидер Партии Патриотов, Гани Касымов оказался лаконичен. Хотя партия Гани Есенгильдиновича при нынешнем раскладе уже не парламентская, и поговорить, казалось бы есть о чем, ее председатель делать это не торопился:
- Я первого числа выйду на работу, мы с вами поговорим. Сейчас у меня законный отпуск.
V.: На какую работу вы собираетесь выйти?
- Ну, вот там и посмотрим. Поговорим…
К слову, Гани Касымов - один из четырех сенаторов, которые проголосовали против пенсионной реформы в Казахстане. На своей страничке в Facebook он неоднократно довольно жестко критиковал резонансный закон.
Экс-сенатор Юрий Цхай политикой дальше заниматься не собирается:
"Я буду заниматься бизнесом, - сказал он Vласти. - Буду заводы строить, мы уже один завод достраиваем, так что я вернусь в бизнес, мне есть чем заняться".
Выходец из Жамбылской области, Цхай в разное время работал президентом компании «Достар», председателем совета директоров АО «Корпорация «KUAT», председателем, членом совета директоров АО «Банк Каспийский», председателем совета директоров АО «Агромашхолдинг», председателем АО «Каспийский инвестиционный холдинг».
Другой собеседник Vласти Адил Ахметов в интервью рассказал:
«Работы – непочатый край. Я всю жизнь занимался наукой, и вернусь в науку, буду заниматься научной деятельностью. Конечно, преподавательская деятельность тоже будет продолжена. Я работал в КБТУ, создал этот университет. Так что я могу продолжить работу в том же университете, могу в любом другом вузе, если я останусь в Астане. Хотя я очень люблю Астану, и наверное, останусь здесь».
Экс-сенатор, председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан», Оралбай Абдыкаримов к расспросам журналистов оказался готов и бодро рапортовал:
«Я являюсь председателем Ассоциации охотников и субъектов охотничьего хозяйства, работы у меня много, все определено», - сообщил он Vласти.
С политикой расставаться Оралбай Абдикаримович тоже не собирается, сообщив, что продолжит антикоррупционную деятельность.
Что касается новоиспеченных депутатов сената, то, по словам Данияра Ашимбаева, это тоже не слишком молодые люди, при этом не новые в политике.
«Айтимова (60 лет), Бейсенбаев (52), Громов (54), Киинов (63), Ким (60), Куставлетов (60), Оразалин (66). Это ветераны, прошедшие парламент и правительство. Просто пришла их очередь внести свою лепту в развитие парламентаризма и заодно освободить дорогу другим людям на прежних постах. Киинов уже освободил», - говорит политолог.
Теперь на политической повестке дня - вопрос, кто займет места постпреда при ООН, представителя президента в парламенте и руководителя Союза писателей, освобожденные новоиспеченными депутатами сената.
«Освободились и две вакансии замминистров, причем в Минобороны и Минюсте - далеко не рядовых структурах. В Сенате освободилось кресло вице-спикера (Судьин - V) и главы комитета по природопользованию и развитию сельских территорий (Жылкышиев - V). Но там, как показывает практика, скорее всего, будет полная ротация руководящих кресел, кроме председательского», - отмечает Ашимбаев.
Кроме того, политолог отметил интересную традицию, как правило спикер сената назначался из президентской "семерки" депутатов верхней палаты.
«Но, с другой стороны, если "семерка" существует с 1996 года (1996-1999, 1999-2005, 2005-2011), то "восьмерка" была учреждена конституционной реформой 2007 года, и сейчас истекли полномочия только ее первого состава. Для наглядности: первый спикер - Омирбек Байгельды - был избранным, от Жамбылской области. Следующие - Абдыкаримов, Абыкаев, Токаев, Мами - были из "семерки".
Утверждать, что традиция продолжится - нельзя, но и исключать этого с достоверностью тоже не представляется возможным. Пока главная интрига ближайшего времени - кто заполнит образовашиеся вакансии.