Проект «Устойчивый транспорт города Алматы» на протяжении двух лет оказывает техническую помощь акимату Алматы в применении современных международных подходов в проектировании велодорожек. После «летнего бума» организации велодорожек со стороны районных акиматов, специалисты проекта провели анализ велодорожек города. Собеседник Vласти Дмитрий Корниевский принимал непосредственное участие в работе над данным исследованием.
Дмитрий, сколько велодорожек Алматы вы исследовали в рамках своей работы?
Мы исследовали все велодорожки, которые есть на сегодняшний день в городе. Всего на текущий момент их в Алматы 12, общая протяженность которых составляет 24,23 км. Из которых только несколько соответствуют хотя бы минимальным нормам и правилам проектирования Республики Казахстан. У нас на уровне районных акиматов, которые являются заказчиками большинства проектов благоустройства, пока не понимают, что велодорожка – это не просто выделенное цветом пространство для велосипедистов и что нельзя просто покрасить часть тротуара и назвать это велодорожкой. Велополосы и велодорожки это элемент дорожной инфраструктуры, так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения. При выполнении данных проектов необходимо учитывать важные факторы – удобство, безопасность и исключение конфликта с пешеходами. Из 12 велодорожек города, 6 – требуют доработки в плане геометрических параметров и организации дорожного движения, 5 – требует тотальной переработки.
На сегодняшний день Алматы может гордиться только одной велодорожкой, которая расположена вдоль улицы Тимирязева от остановки КазНУ до улицы Манаса. В принципе, наш проект принимал активное участие в проектировании данной велодорожки, так как она является частью большого проекта организации «зеленого транспортного коридора» по улице Тимирязева. Но так как сейчас очень многое зависит от непосредственных исполнителей, у меня уходило по несколько дней на урегулирование спорных моментов с представителями районного акимата и строителями, чтобы велодорожка по Тимирязева действительно стала велосипедной дорожкой. Мы не можем сказать, что данная велодорожка идеальная, при доскональном изучении можно найти недоработки, но можно сказать, что данный отрезок на 90% хотя бы соответствует нормам СНиП Казахстана и международным нормам. Данный участок пока модельный и должен дать возможность горожанам попробовать свои возможности в велопередвижениях.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее, а что именно вам, как инженеру и специалисту по проектировке дорог, не понравилось в велодорожках Алматы? К примеру, первая в Алматы велодорожка вдоль Абая, она достаточно популярная среди велосипедистов. Какие замечания были к ней?
На проспекте Абая между проспектом Достык и улицей Байтурсынова изначально был заложен потенциальный конфликт велосипедистов и пешеходов. Передвижение по велодорожке и тротуару небезопасное для всех участников движения. Очень сложно заставить пешеходов не двигаться по велодорожке если сам тротуар им менее удобен, нет нормальных подходов к остановочным комплексам. На тротуаре находятся «уличная мебель» и киоски, которые занимают от 40-90% пространства. Это нарушает стандарты Республики Казахстан. По стандартам между остановкой и велодорогой должно быть 1,5 метра. У нас, к сожалению, все впритык. Также данная велодорожка обрывается и упирается в ограждение на проспекте Абылай хана и велосипедистам приходится искать пути объезда.
А что вы скажете о новой кольцевой велосипедной дорожке в квадрате Фурманова-Сатпаева-Жолдасбекова-Достык? Она тоже вошла в список дорог, требующих переработки?
Да. Если честно, она меня неприятно удивила. Велодорожка вдоль проспекта Достык между Сатпаева и Жолдасбекова, в том виде, как она сейчас представлена, попросту небезопасна для жизни велосипедистов и пешеходов. На проезжей части находятся столбы, заборы магазинов и открытые арыки расположены вплотную, нет ни знаков, ни разметки. Такая же ситуация на велодорожке вдоль улицы Жолдасбекова. Здесь ширина двухсторонней велодорожки – 1,1 метр при минимальном существующем стандарте для односторонней велодорожки – 2 метра. Ширина велодорожки вдоль Фурманова между Жолдасбекова и Сатпаева и вовсе 1 метр и она нарисована как двухсторонняя. Эти велодорожки и язык не поворачивается назвать даже велополосой, это обычный тротуар, часть которого покрасили в красный цвет, тем самым легализовав движение велосипедистов по тротуару, и создали потенциальный конфликт с пешеходами. Неправильно отбирать из без того скудного пространства у пешеходов под организацию велодорожки.
Как бы вы спроектировали в этом отрезке улиц велодорогу? Возможно, у акимата не было другого выхода, и он нашел самый доступный выход из данной ситуации.
Кто-то может сказать, что в данном месте нет пространства для устройства велодорожки. При выполнении анализа текущих проектов, я старался понять почему она устроена так, а не иначе и всегда приходил к выводу, что возможность для устройства велодорожки есть, но для этого нужно пересмотреть все придорожное и дорожное пространство. Если данный маршрут популярен у велосипедистов – нужен комплексный взгляд к переустройству всего пространства улицы. Также нельзя делать велодорожки небольшими отрезками по 500 м - 1 км. Не создавая логической сети и дополнительной инфраструктуры в виде велопарковок мы не получим качественной велоинфраструктуры и роста процента использования велосипеда как вида транспорта.
Какие велодороги также требуют доработки согласно исследованию?
Велодорожка на улице Момышулы между Шаляпина и Абая - это «бег с препятствиями» для пешеходов. Им приходится просто перепрыгивать велодорогу, а велосипедист почувствует себя как на спортивном треке с крутыми поворотами. Там даже не удосужились нанести условное обозначение «велодорожка», не говоря о знаках и разметке…
Велодорожка в центральном парке культуры и отдыха тоже требует переработки в соответствии с нормами СНиП Казахстана, но замечаний к ней было не много. Большая ошибка в строительстве данной велодорожки заключается в том, что ее частично проложили по тропе, которую годами использовали местные жители для кротчайшего прохода через парк. Им было удобно ходить именно по этой тропинке, это уже привычка, которую будет сложно изменить, а, следовательно, они будут ходить по велодорожке. Также там сделали много зон отдыха вдоль велодорожки для прогуливающихся, но велосипедистам негде оставить велосипед, приходится просто бросать его на землю и мешать другим велосипедистам. Опять же хромает безопасность. Но если брать во внимание, что это первый опыт строительства велодорожки в рекреационной зоне то, велодорожка получилась достаточно неплохой, но при реализации всех последующих проектов надо придерживаться международной практики и относиться более серьезно к подбору трассы, и делать детальные проекты.
С ваших слов выходит, что в Алматы с велодорожками все плохо. Расскажите, пожалуйста, о тех велодорогах, которые вам понравились, какие алматинские велодорожки все же соответствуют стандартам?
Велодорожка вдоль БАКА от улицы Момышулы – улица Абая. Это довольно новый район и когда начали строительство велодорожек им ничего не мешало построить сразу хорошие велодороги, соответствующие всем нормам и стандартам СНиП.
Далее велодорога по Момышулы от улицы Акын Сары – улица Аэродромная – она сделана по всем стандартам. Нужны доработки, но это мелочи, по сравнению с другими проблемами, о которых я говорил выше. Протяженность велодорожки составляет 7,2 км, ширина 3 метра – идеально, требуется только доработка в плане дорожных знаков и разметки. Также властям города надо понимать, что за состоянием покрытия надо постоянно следить и вовремя обновлять.
Велодорожка вдоль проспекта Рыскулова от улицы Саина до улицы Аксайская выполнена также в соответствии с нормами СНиП Казахстана и международных норм в области проектирования. Она требует доработки перекрестков и выполнения организации дорожного движения.
К сожалению, велодорожки, проложенные вдоль БАКА, по Момышулы и вдоль проспекта Рыскулова абсолютно не пользуются популярностью у велосипедистов. Поэтому мало кто знает, что они там есть. Некоторые части данных велодорожек уже разбиты строительной техникой и заброшены, а это не способствует их популярности.
Как вы работаете с акиматом города, и будет ли акимат принимать меры по исправлению допущенных ошибок в строительстве велодорожек?
В прошлом году мы проводили специализированные тренинги для инженеров проектировщиков из компаний занимающихся дорожной инфраструктурой, рассказывали и показывали типичные ошибки и объясняли ключевые подходы по велоинфраструктуре. Тренинги проводились и для представителей госэкпертизы, так как велодорожки нечто новое для наших специалистов и большинство из них сами не пользуются велосипедами ежедневно. Но этим летом велодорожками занялись специалисты по благоустройству, которые не обладали данными знаниями и навыками и поэтому во многих случая мы получили то, что имеем. Для того чтобы избежать этих ошибок в будущем мы описали все свои замечания и рекомендации в отчете и передали его в городской акимат. Мы надеемся получить обратную связь и готовы провести дополнительные тренинги для специалистов.