Здесь стоит пояснить, что выделенные полосы для передвижения на велосипеде по проезжей части улицы Токтогула и улицы Правды появились в Бишкеке к осени 2015 года в рамках реконструкции по муниципальной программе. Знаки, дублирующие разметку велополос, добавили к зиме. И всё это время, тотальное большинство автолюбителей города игнорирует новшество, в нарушение ПДД используя пространство под парковку. Милиция смотрит на этот хаос сквозь пальцы, я сам убедился в этом побывав на Токтогула накануне и в день акции.
Вполне естественно, такая ситуация вызывает негодование бишкекчан, использующих велосипед для транспортных поездок. В социальных сетях проблема муссировалась всю осень и зиму напролёт. И вот к весне люди дали волю чувствам и отважились на проведение Critical Mass Ride Bishkek.
C мэрией Бишкека «Критическая масса» не согласовывалась, по исторической традиции. Акция существует уже более 20 лет и регулярно проходит более чем в 300 городах планеты. Всё началось в Сан-Франциско в 1992 году. В первой массе участвовало всего 60 велосипедистов, а уже через пару месяцев – 700 человек. Довольно скоро акция распространилась на другие города США и перекинулась в Европу.
Концептуальная идея мероприятия, занимая максимально возможное пространство на проезжей части, заявить автолюбителям и властям о правах и потребностях велосипедистов. Велосипед не помеха трафику, велосипед – часть трафика.
Вооружившись этой идеей лидер «Велосообщества Киргизии» Искендер Алиев анонсировал мероприятие в социальной сети. Несколько сотен человек «лайкнули», 118 проставили статус «интересуются событием», 62 человека зарегистрировались как участники.
Однако, когда пятого марта 2016 года в половине четвертого вечера, я прибыл к месту старта, обнаружил лишь пару десятков велосипедистов, двое из которых были иностранцами, Матиас из Германии, я из Казахстана.
У себя дома Матиас Майнвальд экологический и велосипедный активист, в Бишкеке он также придерживается своих принципов, передвигается по городу на велосипеде и по возможности участвует в мероприятиях местного велодвижения.
- Это очень здорово, что местное вело сообщество созрело для такого события, как «Критическая масса». Если велосипедисты не будут отстаивать свои права, общество и власти, не будут их замечать.
Чолпон Асанакулова, в теплые месяцы уже пятый год ездит на работу на велосипеде. Когда начинала, использовала тротуары, но довольно скоро съехала на проезжую часть.
- Передвигаться по проезжей части удобнее, автомобили более предсказуемы. На тротуаре с пешеходами ехать сложнее. Однако, на дороге должно быть удобно не только машинам, но и велосипедистам. Это наше общее место - объясняет Чолпон.
Ещё один велосипедист со стажем, Владимир Мозгунов, также приветствует появление выделенных вело полос. И негодует по поводу бездействия милиции.
- Хочется думать, что большинство автолюбителей паркуются на выделенной велополосе не со зла, а по незнанию. Поэтому у «Критичекой массы» важная просветительская миссия. Возможно в дальнейшем мы распечатаем какие-то флаеры с разъяснениями ПДД и будем раскладывать под дворники, - рассуждает он.
Когда настало время, на старт вышли 23 велосипедиста. Ехали мы аккуратно и организованно, тремя группами по 7-8 человек. Соблюдая дистанцию между людьми и группами. Конечно, таким количеством участников заполнить хотя бы одну полосу на проезжей части не удалось. А вот выделенная велополоса, вдоль которой мы ехали, практически на всём протяжении была заполнена автомобилями.
Несколько раз я ловил удивлённые и недовольные возгласы автолюбителей с общим смыслом «езжайте по тротуару». Всякий раз велосипедисты у меня за спиной незлобно отвечали вариациями на тему «учите правила движения». С соблюдением ПДД в Бишкеке действительно беда. Красный свет, например для многих сигнал не остановки, а лишь понижения скорости до 5 км/ч. Т.е. проехать на красный как бы ползком, нарушением вроде и не считается.
Сравнивая свой алматинский опыт передвижения по проезжей части на велосипеде с бишкекским, я пришел к мысли, что трафик в городе не настолько плотный. На велосипеде я чувствовал себя вполне комфортно. С другой стороны, указанное обстоятельство позволяет местным лихачам более агрессивную езду. Вхождение в поворот на скорости 40 км/ч, резкие манёвры и неожиданные остановки. Такие традиции вождения, конечно, не делают передвижение на велосипеде более безопасным чем в Алматы. Но в целом культура наших автолюбителей ненамного опережает бишкекских...
По требованию организаторов Critical Mass Ride Bishkek в двух места мы спешивались для преодоления наиболее перегруженных перекрёстков. 5 марта в Кыргызстане было рабочим днём. В остальном, поездка прошла без эксцессов. Заданный отрезок по улице Токтогула мы преодолели менее чем за двадцать минут. Завершив таким образом первую в республике «Критическую массу» на бульваре Молодая Гвардия.