Знаю множество режиссеров, для кого кастинг – едва ли не любимейшая часть процесса создания фильма. И это можно понять – чувствуешь себя настоящим демиургом, когда решаешь, кто из пришедших кандидатов будет жить в твоем мире, а для кого на съемочной площадке места нет.

Так ощущают себя многие режиссеры, но далеко не все. Я как раз из второй категории и, более того, из-за врожденной социофобии всегда стараюсь момент кастинга отложить, задержать, перенести, не проводить вообще.

Существует множество разных методик и рекомендаций, как найти того самого, своего актера. Некоторые режиссеры заставляют кандидатов приходить десять дней подряд и декламировать куски из Шекспира объемом по 20 страниц наизусть. Другие дают кусочки из настоящего сценария, но наседают на нужную эмоцию так, что на прослушивание заходит человек, а выходит лишь его оболочка, остаточное явление. Третьи никакого кастинга не устраивают вообще, просто долго-долго ищут своего персонажа среди простых людей или пишут роль сразу под конкретного человека. И, надо признать, часто это прекрасно работает.

Есть еще масса вариантов, как найти подходящего актера и правильно организовать прослушивание. Какого-то единственного верного пути тут нет и каждый хорош по-своему. Замечательно, когда есть кастинг-директор, а если нет – то самому постоянно по театрам, драмкружкам и запоминать-запоминать-запоминать. Очень полезно, рекомендую.

Но что про других да в общих словах – расскажу про себя.

Начинается все обычно с изучения кастинг-базы – самая приятная часть: ты людей видишь, они тебя – нет. Отсматривать приходится по тысяче, а то и более анкет – с фотографиями и личными данными. Кого там только не найдешь! Как-то я наткнулась на своего бывшего профессора из медицинского ВУЗа, кто вообще с презрением относился к любым подработкам и считал, что отвлекаться от призвания спасать людей – грех, распутство, алчность и блажь. В анкете же киноактера на вопрос в какое время он готов сниматься, достопочтенный Эскулап указал: «В любое, звоните, я только этого и жду!».
В таких случаях всегда вспоминаю слова нашего администратора: «Мила, сниматься хотят АБСОЛЮТНО все». С каждым фильмом убеждаюсь в этом все больше и больше. Ни разу не было, чтоб кто-то отказался. Все хотят оставить свой след для потомков.

После того, как отобрано 30-40 (или меньше) кандидатов на ту или иную роль – им назначаются личные встречи. Я люблю это делать в кафе, за чашкой какао (потому что если с каждым пить по чашечке кофе, к двадцатому кандидату режиссер уже точно на стену полезет, станцует джигу на столе - к двадцать второму, двадцать пятому расскажет всю свою жизнь на пике адреналина, а к сороковому – завершит карьеру, скончавшись от сердечной недостаточности).

Будьте готовы, что какая-то часть кандидатов не будет соответствовать своим фотографиям из анкет.


Вызываешь двадцатилетнего качка-красавчика, а приходит худенький работник завода тридцати восьми лет и без передних зубов. Это не метафора, а реальный случай из жизни, хоть кандидат и доказывал, что это именно он на фото двухлетней давности.

О чем говорить с актером и для чего – вот, пожалуй, главный вопрос. Наиболее разумным, кажется пообщаться обо всем и ни о чем сразу, постараться прочувствовать человека – близки ли вы с ним мировоззрением, есть ли что-то общее у него с героем, интересны ли вы друг другу, сможете ли вы сработаться и вообще проводить столько времени вместе. Если есть деликатные или еще какие нестандартные моменты – обсуждаем сразу, на месте.
Так, например, действие нашего, на данный момент, последнего фильма происходит на замерзшем озере. Когда мы встретились с актером, который казался мне идеальным кандидатом, и я стала ему объяснять, что снимать мы будем семнадцать часов при температуре минус 20, погреться будет негде, укрыться от ветра – тем более, он только бодрился. А затем и вовсе стал перебивать репликами, что на одном телеканале о нем даже репортаж выходил, потому как кандидат – профессиональный морж, и, не смотря на преклонный возраст, мороза не боится ну нисколечко.
Как только мы приехали на локацию – первые два часа он так и стремился нырнуть в какую-нибудь прорубь и чтобы мы это сняли, не смотря на то, что сценарием не предусмотрено. Еле отговорили, и даже приставили человека следить за таким куражом. Еще через два часа – актер с трудом отрывался от обогревателя в машине. Ну, а к концу смены почти плакал и жаловался каждому, как же мы его, старика, заморозили, бессердечные!
И так бывает, предугадать невозможно.

Есть еще один метод, которые многие часто используют для кастинга (и мы, в том числе), но это – секрет. Оставляешь актера и камеру рядом (можно сказать, что выключена, можно – правду, зависит от целей), обещаешь вернуться через секунду, а сам уходишь чуть ли не на полчаса и наблюдаешь потом в записи, что твой герой творил все это время. От камеры ничего утаить нельзя, и сразу становится понятно, кто сейчас притворялся усидчивым скромнягой, а кто на самом деле вовсе не такая уж и оторва, какой хотела казаться режиссеру.



Однажды мы видели, как кандидат внезапно начал воровать вилки со стола. Он нам сильно нравился, но нас остановила мысль о том, что ему может приглянуться что-нибудь из съемочного оборудования?

 

Другой мужчина зачем-то периодически лизал свое плечо – до сих пор жалею, что не спросила о цели этого перфоманса. Ну, и классика – оставляешь девушку на 10 минут, на выходе получаешь штук 40 ее селфи «я и камера», «я и дедолайт», «я на кастинге», «я вот-вот уеду в Голливуд».

Если бы у меня спрашивали совет потенциальные актеры – тут все банально: не волнуйтесь и будьте собой. Фальшь всегда чувствуется, честное слово.
Режиссерам же советую пробовать разное, каждый фильм уникален и требует своего индивидуального подхода. Но вы это и без меня прекрасно знаете.

Как делается кино. Часть I

Как делается кино. Часть II