Помимо кастинга препродакшен включает в себя еще много различных подготовительных моментов, но сегодня расскажу об одном из самых важных – подборе и аренде локаций.

В идеале, конечно, классно, когда есть локейшн-менеджер или кто-то вроде того – специальный человек, который всегда знает, где и что находится, сколько стоит и с кем договариваться. У нас такого замечательного специалиста не было ни разу. Поэтому полагаемся на визуальную память всех членов съемочной команды и их друзей, социальные сети и фотографии города, которые можно отыскать по запросу в Google.

Если сравнивать аренду локаций в Москве и Алматы, то и там и там есть существенный минус – в Москве это неимоверно высокая цена, в Алматы – это то, что никакие заранее составленные договоренности никогда не действуют. Проверено множество раз всеми, кого я знаю.

Однажды в первопрестольной для фильма мы искали комнату, похожую на общежитие. Директор картины посоветовала общаги ВГИКа – визуально хорошо, но, выясняется, что без разрешения там снимать нельзя. Кто выдает это загадочное разрешение – не знает ни один человек. Но нет, без него – совсем-совсем никак нельзя. Хм… Ладно.


Тогда я позвонила своему знакомому художнику-постановщику с криком о помощи. Он довольно быстро сориентировался в ситуации и скинул на почту фотографии и контакты идеальной локации – обшарпанной комнаты в доме под снос. Цена вопроса – 40000 рублей за одну рабочую смену. Я сначала подумала, что лишний ноль случайно появился. Оказалось, что нет. Стандартная цена для всех.

—  Да за эти деньги можно квартиру на месяц в пяти минутах от метро снять! –негодовала я. – Или в Таиланде! У моря! На три!!!


К слову, в шок сумма повергла только меня, приезжую. Остальная съемочная группа вполне спокойно восприняли эту совершенно сумасшедшую ставку. Правда, денег таких у нас все равно не было.
В итоге комнату мы сняли у знакомого знакомых, который согласился пойти погулять на восемь часов за 10 000 рублей (часть – ему, часть – соседям). И очень радовались, потому как найти локацию за такие «копейки» уже и не рассчитывали.

Справедливости ради замечу, что бывает и по-другому (но очень редко). Например, как-то нам на целую смену нужно было арендовать кафе – чтобы там никого постороннего не было, чтобы мы могли задекорировать помещение как нам заблагорассудится, чтобы обязательно был камин, а денег с нас не требовали, потому что, как обычно, ни копейки нет. Это звучит как анекдот, однако стараниями продюсеров – локация отыскалась довольно быстро! Правда, кафе находилось в Подмосковье и ехать нужно было на машинах два часа, но зато – деревянное и с милыми хозяевами (помогали всем, чем можно - и камин разожгли, и посуду одолжили, и даже готовили нам блюда «в кадр» бесплатно). Условие аренды было только одно – мы всей съемочной группой должны были отужинать в этом богом забытом месте после работы. Вот оно — простое продюсерско-режиссерское счастье!

В Алматы же больше всего запомнилось как мы искали квартиру главного героя для короткометражки «Веха». После того, как художник разработал экспликацию, имелись достаточно четкие представления о том, как жилище должно выглядеть – что там уже должно быть, а что мы сами добавим. Были еще нюансы, на которые обязывал сценарий – третий-четвертый этаж, балкон, окна – на тротуар. В принципе, ничего сложного, но аренда посуточно – это в основном такой оплот пошлости и безвкусицы, что найти нечто без «евроремонта» - почти что подвиг.

Но мы-то молодцы, мы то ситуацию знаем! И потому еще за два месяца до съемок с большим трудом найдя нужный вариант, заключили договор с владельцами. А дальше со спокойной душой приступили к более сложным задачам (вроде поиска школы для съемок, что вообще супер-квест и заслуживает отдельного длинного-длинного поста).
 


До дня Х осталось всего ничего, исполнительный продюсер звонит хозяевам сообщить, когда мы приезжаем на объект «Квартира героя», а на другом конце провода: «Извините-простите, братишка приехал, ничем помочь не можем!».



Известие было столь неожиданным, что сначала мы отважно пытались бороться – звонили тому самому братишке, обещали поселить его на время съемок в крутую гостиницу или просто заплатить, чтобы он ушел погулять на день-другой. Но все оказалось бесполезно.

Делать нечего - объехав еще штук сто «квартир посуточно», более-менее подходящий вариант нашли только за день перед началом съемок. Проблема была в том, что локация подходила «сценарно», но никак не внешне. Хотя тут уже не до капризов. Всю ночь мне, помощнику режиссера, оператору, художнику и звукорежиссеру предстояло двигать мебель и приводить помещение хоть в какой-то приемлемый вид. А месяц тогда шел июль – ох, и жаркое лето выдалось.
Сначала на квартиру приехала я – в коротких шортах и татуировках где надо и не надо, следом пришел оператор с другом, за ними – все остальные мужчины. Но бдительное око не дремало и, проследив в глазок за составом входящих в проблемную «хату», последним к нам явился пожилой сосед.
 

С дикими криками: «Проститутка! Когда ж тебе мужиков-то хватит?!» (это я цензурно воспроизвожу, печатно, так сказать), он попытался наброситься на меня.

— Дедушка, мы не такие, мы кино снимаем! - в шоке оправдывались мы.
— Ах, вы еще и снимаете, извращенцы поганые!, - не унимался сосед.
 

Пришлось звонить хозяевам квартиры, чтобы они приехали и жильцов своего дома уняли, иначе все съемки были бы под угрозой.

— Галка, да эта падшая женщина с клиентами врут тебе, я через стену слышал, как они пыхтели тут все вместе!
— Да мы шкафы двигали неподъемные, о чем вы думаете, дедуля?!

Кое-как хозяйка Галка спровадила борца за нравственность, дав ему денег на завтра, чтоб тот уехал на дачу с ночевкой. А мне, уходя, так тихонько на ухо сказала: «Уж не знаю – кино у вас тут или что, меня это не касается, но только шторы мои бельгийские - не трогать!». На том и порешили.

Вот и не знаю после такого, что же лучше, на самом деле – избалованные съемками москвичи, которые ломят цены выше неба, но не лезут к тебе или Алматы, где все бюджетно, но никогда не бывает без приключений.

Как делается кино. Часть I

Как делается кино. Часть II

Как делается кино. Часть III