Хотя, без инспектора или автомобиля человек может прожить всю жизнь, а без воды – всего три дня. Что, в итоге, важнее?
Секрет прост – именно в сфере общения с дорожной полицией проходит наибольшее число контактных линий между населением властью. И любое изменение правил игры на этом поле является пугающим. И дело не в названии или цвете формы инспектора. А в том, что именно эти, не всегда пристойные по своему содержанию, контакты населения с властью и являются идеологией, языком общения государства с народом. И чем проще этот язык, тем понятнее правила игры.
Самым уникальным изобретением всех времен и народов является светофор, этот формат, не задумываясь, приняли на вооружение все государства, вне зависимости от политических систем или идейных убеждений. Потому что этот простейший регулятор общественных процессов поразил всех своей гениальной простотой, доступностью сигналов даже для неразумных детей.
Именно такой в идеальном исполнении должна быть идеология, без лишних сигналов, с понятным и предсказуемым алгоритмом, с минимальным участием человека, с которым можно «договориться».
В противном случае на перекрестках начинается бардак. Каждый стремится заполнить записную книжку номерами знакомых гаишников, с помощью которого, можно, ни много ни мало, прогнуть под себя идеологические нормы, изменить вектор действия Закона, а в конечном итоге, обмануть родное государство.
Конечно, никто так безнадежно глубоко не задумывается. Невдомек им, что своими действиями, они подрывают устои государства, подтачивают основы собственного благополучия, создают чрезвычайно опасные прецеденты. Не потому что не хотят задуматься, а потому что государством до сих пор не выработаны ясные и простые, как светофор правила игры.
А ведь по этим правилам потомки будут судить о нашей эпохе. Сколько ни старайся, невозможно вспомнить о социально-экономической политике Цезаря или Чингисхана, основные макроэкономические приоритеты развития Ленина или Ататюрка.
Но все помнят их яркие и емкие цитаты и решительные поступки, идеологические сигналы, которые они донесли, не только до своего народа, но и всему миру, даже, спустя столетия…
Тем временем, государственные СМИ наперебой взорвались критикой правительства. Думаете, население поверит, что прозревшие журналисты «Хабара» и «Казправды» решили наступить на горло собственной песне и с этой минуты резать правду-матку? Увы, все понимают, что это обычная кампания, которая внятности в государственную идеологию не добавит.
Кризис идеологического аппарата вынужден отметить даже президент, которого, благодаря «добросовестной» работе отлаженной информационной машины даже собственный народ не всегда может услышать. И это, не в средневековье, когда глашатаи по площади глотки надрывали. А в эпоху, когда даже телевидение превращается в атавизм, и технологический прорыв дарит идеологам безграничные возможности. И, чтобы завалить работу в этой ситуации нужно обладать безграничным талантом…
Идеология присутствует везде – в странах с развитой демократией, и в феодальном обществе, и при коммунистах. С той лишь разницей что, у первых идеология отлажена как светофор, у вторых была сведена в ясную и доступную формулу «око за око» или «кто сильнее тот и прав», а у последних – это предмет бесконечных экспериментов.
Существует у нас дурная примета: появился регулировщик – жди пробки. Примерно так же сработала и наша информационная машина, умудрившаяся на две недели умолчать о президентской критике, а потом в худших жанрах советской кампанейщины реанимировать устаревший информповод.
Но, увы, время упущено, благодарную публику сейчас больше волнует кому подчиняется гаишник, кто из них вправе взмахнуть перед носом жезлом, а кому можно и не платить. Потому что, в условиях утраты контроля над информационной повесткой, подлинная идеология формируется уже не на Олимпе, а непосредственно обитателями перекрестка.
И достаточно запустить простой, понятный для всех беспристрастный светофор, как жизнь обретет порядок. Иначе нам так и придется жить в режиме ручного управления, при котором СМИ не будут вынуждены гадать – нужно ли им сегодня показывать собственного президента или подождать пару недель до очередного сигнала регулировщика.