Несмотря на то, что кассовые концерты в Алматы и Астане большая редкость, не говоря уже о других областных центрах, на закрытые мероприятия по-прежнему приглашают именитых звезд зарубежного шоу-бизнеса. Именно на частных вечеринках зарабатывает львиная доля концертных агентств. Тем не менее, остались среди них и те, кто отдает предпочтение кассовым концертам на больших площадках. Например, карагандинская промоутерская команда «Свинцовый дирижабль», которая в ноябре прошлого года привезла в Алматы американскую рэп-рок-группу Limp Bizkit. Договоренности между промоутерами и группой были достигнуты задолго до самого концерта и августовского решения перейти на плавающий курс тенге. В итоге организаторы, продававшие билеты в тенге, а рассчитывающиеся в долларах, крупно переплатили:

«Изменение курса валюты оказало непосредственное влияние на организацию концертов в Казахстане. На концерт группы Limp Bizkit самым прямым образом повлияло. Мы должны были закрывать гонорар в долларах, а билеты продавались в тенге, и как раз доллар поднялся и мы покупали доллары уже по завышенной цене, нежели, чем на старте. В итоге мы отдали в два раза больше денег – если раньше доллар стоил 180, то после 340-360 тенге», – вспоминает организатор концерта Limp Bizkit Олег Ходыкин из «Свинцового дирижабля».

Ранее «Свинцовый дирижабль» вел переговоры с четырьмя известными зарубежными группами, но по понятным причинам их пришлось приостановить:

«Мы вели порядка четырех групп мирового уровня, но на данный момент из-за нестабильной ситуации, мы прекратили переговоры. Мы объясняем группам, говорим, что в данном случае придется гонорар снизить в два раза, если вы снизите гонорар, то мы вас привезем. Если нет, то нет. Как правило, большинство стоящих групп не снижают гонорары», – рассказал он, при этом отказавшись называть эти группы.

И если группы с мировым уровнем не идут на снижение гонораров, то российские исполнители относятся с пониманием и часто идут на уступки:

«Российские исполнители, по крайней мере, идут на контакт. Они лучше понимают эту историю, потому что у них в России такая же ситуация и более или менее идут на встречу, снижая гонорар. «Руки вверх» мы привозили совсем недавно, БИ-2 у нас были, сейчас запустили Стаса Михайлова», – поясняет Ходыкин.

Новые экономические реалии вынуждают промоутеров повышать стоимость билетов, что опять-таки может оказать влияние на посещаемость:

«Приходится поднимать цены на билеты, иначе никак не получится сделать концерт. Тенденция к снижению посещаемости концертов небольшая пошла. У людей меньше возможности ходить на концерты. Вся эта история с изменением курса влияет именно на их возможность посещать концерты. Мы со своей стороны стараемся делать цены на концерты доступными, понимая всю экономическую ситуацию в стране», – сообщил он.

Что касается местных исполнителей, то агентство Ходыкина работает с андеграунд-музыкантами. Выйти на известных казахстанских артистов им пока не удается, поскольку те работают со своими продюсерскими центрами и самостоятельно организовывают себе кассовые концерты.

Другое агентство, из Шымкента, напротив, ориентируется на частные музыкальные вечера по той причине, что в городе выступления на семейных торжествах пользуются большой популярностью. По словам представителя агентства five.kz Нурлана Жекеева, особой популярностью в Шымкенте пользуются исполнители российского музыкального лейбла Black Star:

«Шымкент ментально отличается от Алматы, я не говорю, что в Алматы культуры больше, нет. Статистика показывает, что в Шымкенте растет количество банкетных залов, которые вмещают от восьмисот человек и больше. Той-индустрия здесь развита как нигде в Казахстане. На частных мероприятия часто приезжают Black Star, из них разве что Тимати не было, некоторые бывали в Шымкенте дважды. В скором времени приедет, например, Кристина Си», – пояснил Жекеев.

Вместе с тем он отметил, что в связи с экономической ситуацией, агентству пришлось отказаться от некоторых музыкантов:

«Мы не привозим артистов на большие открытые мероприятия, работаем с частными: с холлами, барами и ресторанами. Ситуация с валютой конечно оказала влияние на организацию концертов, поскольку с артистами мы работаем в валюте: евро и долларах. Не могу сказать, что люди стали реже посещать выступления. Мы стали привозить других артистов, не таких дорогих. Если раньше мы привозили не только исполнителя или группу, но и техническую группу, то сейчас это стало дорого, изменились и райдеры (перечень условий и требований, предъявляемых артистом, музыкантом или творческим коллективом к организаторам выступлений – V). Раньше мы работали с такими группами, как «Серебро», сейчас сотрудничаем в основном с вокальными коллективами, которые исполняют каверы или со своим репертуаром из России и Восточной Европы», – сообщил он.

Генеральный директор Eurostar Entertainment в Казахстане Алексей Пучков считает, что нынешнюю ситуацию с организацией концертов в Казахстане отлично иллюстрируют скидочные акции, по которым в два клика можно купить билет на любой концерт с пятидесятипроцентной скидкой – промоутеры ставят перед собой задачу реализовать как можно больше билетов, в то время, как покупательская способность аудитории снизилась. Однако решение реализовывать часть билетов посредством скидочных сервисов вредит в первую очередь самим промоутерам и концертному бизнесу:

«Раньше такого не было, сейчас появились эти сайты, которые ломают, на самом деле, они очень сильно ломают концертный бизнес, потому что люди привыкают к халяве. Мне, как человеку, который проводил Big Love Show, люди говорили: «Зачем мы будем покупать билеты в кассах, когда мы подождем за неделю, 2-3 дня до концерта, вы все равно выкинете билеты со скидкой», чтобы хоть как-то их реализовать, то есть народ привык к этому – пусть продают по бешеным ценам, мы все равно купим в два раза дешевле. Это ломает работу промоутеров – если они планируют собрать кассу, допустим, 100 тысяч долларов, то эта схема ломает в два раза. Это рисковый вариант», – признается Алексей.

В Алматы сейчас складывается ситуация, когда аудитория стала более тщательно выбирать мероприятия для посещения, это связано как и со снижением покупательской способности, так и с тем, что алматинцы побывали на концертах многих исполнителей:

«Народ в Алматы сейчас закормлен, это большой город, сюда возили много артистов и народ сейчас выбирает на кого идти, а на кого нет. В основном, идут либо на крупных артистов, вроде Софии Ротару, Стаса Михайлова, которые уже утвердились на сцене, либо на артистов, которые выпустили хит, например «На лабутенах» группы «Ленинград». Все идут на «Ленинград», хотя, я думаю, что год назад группа такой популярностью не пользовалась, о ней уже забыли, – комментирует Пучков и добавляет, – Посетит ли артист в рамках своего турне ту или иную страну, зависит только от промоутеров. Была одна из компаний, которая планировала привезти Земфиру в рамках ее турне в Алматы и Астану, но цена была очень высокая и поэтому люди не стали рисковать».

Он пояснил, что в турне зарубежные исполнители и группы обходятся «дешевле», чем отдельный концерт или частное мероприятие:

«Выступление дорогих западных артистов в туре обходятся дешевле, а если на одно мероприятие их приглашать, то это очень дорого, если на частное мероприятие – еще дороже. Если вы устраиваете сольный концерт западного артиста, то артист, помимо гонорара, получает процент от вашей прибыли с концерта. У российских артистов такого нет», – поясняет гендиректор концертного агентства.

Кризис оказал влияние на аудиторию, которая стала лучше присматриваться к мероприятиям, но промоутеры, организующие концерты, находят своих клиентов, заинтересованных в закрытых вечеринках, и не думают закрываться.

Иллюстрация pixabay.com