В пятницу КФ «Фонд развития инфокоммуникационных технологий» провел встречу с руководителями 5 казахстанских стартап-проектов, которые, после победы в конкурсе «KZ START», на 2 недели отправились в кремниевую долину, в США, для прохождения курсов по ведению и продвижению бизнеса в сфере IT и презентации своих проектов иностранным инвесторам.
За время поездки победители конкурса побывали в нескольких городах – Сан-Франциско, Санивейле, Санта-Монике и других городах, где участвовали в различных конференциях, посвященных страт-апам и мобильным технологиям. Кроме того, участники курсов посетили офисы различных компаний: «Google», «Zappos», университет Stanford и т. д., где обсуждали свои проекты с участниками IT рынка.
Общее впечатление участников осталось воодушевляющим, хотя, по их словам, радикально видение своего бизнеса они не изменили. Алексей Ли, руководитель компании «Тикетон» и один из победителей конкурса рассказал, что поездка утвердила прежнее понимание бизнес-процессов и помогла сформулировать недостающие моменты: «Еще эта поездка дала нам ощущение атмосферы, того, как дальше расти, строить свою компанию. Чем славится Кремниевая долина? Там есть своеобразная эко-система, культура инноваций, есть конкуренция, есть заряженность на результат. В поездке мы посетили офис Zappos, это одна из крупнейших компаний по продаже обуви, которая была поглощена Amazon, и это та компания, на которую ориентируются Choco Family. Там не было каких-то технологических инсайдов, но компания славится своей корпоративной культурой, которая нас очень сильно воодушевила. Когда ты видишь такую компанию, которая работает на весь мир, и, которая при этом очень сплоченная, это заставляет задуматься, почему это возможно в Америке, и невозможно у нас, и как можно осуществить это в Казахстане».
Роман Корниенко, сооснователь проекта «Woopay» и победитель конкурса пояснил, что эта программа - не общеобразовательные курсы для всех, а тщательная проработка своих идей с практиками: «Это был разносторонний опыт. По каждому вопросу мы все для себя выяснили. Самый большой совет, который нам дали – не всякая хорошая идея будет пригодна для какой-то аудитории. В целом, каждый день мы представляли свои проекты разным людям. Кто-то видел, что им нужны доработки, кто-то вообще не видел их необходимости. В итоге мы поняли, что неправильно представляли основную задачу. Не нужно было рассказывать менторам о глобальных возможностях проектов, нужно было рассказывать о том, какую локальную проблему может решить продукт. То, что будет в будущем, это последующий этап».
По словам участников и организаторов, общие результаты курсов более чем положительные. Помимо получения новых идей для развития своих проектов, почти все проекты получили понимание и представление того, нужно ли выходить на зарубежные рынки и как лучше это сделать.
Алексей Ли рассказал, что программа не полностью переориентировала «Тикетон»: «Было бы опрометчиво думать, что менторы могут дать уникальный рецепт успеха, воплотив который мы очень быстро выйдем на международные рынки. Они помогли еще раз понять основные точки, на которые нужно ориентироваться. В отношении нас они привели такой пример, как Fandango.com, который является одним из двух крупнейших игроков на рынке США по продаже билетов в кинотеатры. Менторы говорят, что, несмотря на длительное существование сервиса, у них есть порог онлайн билетов, которого они достигли и не могут перешагнуть дальше.
Мы начали думать, с чем это связано. И пришли к выводу, что, возможно, стоит начать продавать онлайн поп-корн и колу, за которыми всегда большие очереди в кинотеатрах. Говорить о выходе на американский и любой зарубежный рынок нам пока рано. Но сейчас мы начнем смотреть, куда мы можем масштабировать проект. До этого мы были зафиксированы на Казахстане, сейчас мы понимаем, что нужно ставить планку выше. Но Казахстан для нас системообразующий рынок, на котором мы сейчас чувствуем себя комфортно, и будем продолжать развиваться».
Роман Корниенко рассказал, что даже с нынешними объемами в e-commerce, сильно развитым рынок назвать нельзя. Осложняет ситуацию еще и то, что на нем мало игроков: «Все это связано с тем, что банковская инфраструктура не может полноценно развивать клиентов, чтобы они пользовались электронными инструментами оплаты. Наша бизнес модель построена на том, что мы связываем клиента с банком и банки начинают в этом участвовать. И вся цепочка совершения операций покрывается банком. Послушав рекомендации в США, мы пришли к выводу, что мы социально поворачиваемся к клиенту, мы дополняем нашу систему теми функциями, которые сейчас отсутствуют в карточном виде и наличном виде. На этом мы и построили свой продукт, который мы готовы продвигать еще и на рынке США. Мы получили согласие от двух менторов стать нашими адвайзерами, и они смогли предложить нам дальнейшее развитие на рынке США, познакомив с опытными специалистами в банковской и финансовой сферах. Сказать, что он будет пригоден для Казахстана, я пока не могу. Но мы тоже не будем полностью покидать казахстанский рынок».
Кайрат Ахметов, участник курсов и руководитель проекта «Phonebooth» отметил, что в Казахстане слабо развиваются инновации и мало программистов, которые могут создавать программы для международного рынка, особенно это касается рынка мобильных приложений. И программа «KZ START», если она будет продолжена, может увеличить конкуренцию на рынке.
По словам заместителя генерального директора Фонда развития ИКТ Гульжан Бектургановой, эта программа может повториться и в следующем году: «Если говорить о продолжении, сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы поставить эту программу на регулярную основу и, насколько я знаю, Национальное агентство по технологическому развитию планирует подобные программы и в иных отраслях».