Казахстанский кинематограф как полноценное явление окончательно оформился в 50-е-60-е годы. То же можно сказать и о детском кино в нашей республике. В те годы вообще детский кинематограф цвел пышным цветом: это и сказки Александра Роу, и легендарный «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, и многое другое. Тогда же и в Казахстане родилась своя легенда – «Меня зовут Кожа».
Усилиями легендарного режиссера Абдуллы Карсакбаева был показан по-своему уникальный мир казахского кинодетства, который до него никто, собственно, и не пытался создать. И вся жизнь этого великого человека была посвящена детям. По сути, именно он задал планку всем казахстанским режиссерам детских и юношеских фильмов. Еще бы, в 1967 году этот фильм стал обладателем спецприза Каннского кинофестиваля. В 2008 году наши соотечественники попытались было снять новую версию под названием «Меня тоже зовут Кожа», но лента провалилась.
Примерно в те годы сложился неписаный кодекс создания детских фильмов. Если даже вспомнить самые знаменитые ленты тех лет: «Гостья из будущего», «Приключения Петрова и Васечкина», «Приключения Электроника», то картина представляется примерно одинаковой. Характер этих фильмов должен быть непременно воспитательным: четкое разделение персонажей на хороших и плохих, в финале зло обязательно наказано.
— Обычно главный герой преодолевал какую-то преграду: это могли быть сложные взаимоотношения с родителями, с приемными родителями, сверстниками, адаптация в школе. А также одиночество, невписываемость в школьный коллектив и т.д. Но отличие именно казахстанских фильмов в том, что они были какими-то особенно сказочными, романтичными, что ли, – рассказывает сценарист Зауреш Ергалиева, работавшая над многими детскими фильмами в советские годы. В частности, написавшая сценарий к фильму «Сладкий сок внутри травы»
Кадр из фильма «Бойся, враг, девятого сына»
Особенно этот кодекс работал в 60-е и 70-е. Тогда «Казахфильм» переживал настоящий бум детских фильмов. На «Казахфильме» в те годы их снималось очень много, и в этой сфере наша киностудия составляла уверенную конкуренцию Киностудии имени Горького, Одесской киностудии и «Беларусьфильму» – эти студии и наснимали почти весь золотой фонд советского детского кинематографа. Хотя в силу некоторых национальных и ментальных отличий немногие казахские ленты на детско-юношескую тематику выходили во всесоюзный телевизионный и кинопрокат. Тем не менее дома их успех был просто колоссальным. К примеру, «Алпамыс идет в школу» или «Мой дом на зеленых холмах», «Погоня в степи», «Бойся, враг, девятого сына», «Сказка о прекрасной Айсулу», «Сладкий сок внутри травы» и многое другое.
В начале 80-х проблематика в детско-юношеском кино в СССР потихоньку меняется. Самой модной и острой темой в советском кино становится подростковая жестокость. Настоящие скандалы развернулись тогда вокруг фильмов Ролана Быкова «Чучело» и «Пацанов» Динары Асановой. Никогда до этого большинство не показывалось неправым, а советский педагог никогда не выглядел омерзительным ханжой. В «Пацанах» хулиганы, шпана и малолетние преступники впервые показаны не отъявленными негодяями, а просто несчастными детьми, которые тоже хотят любить и мечтать. Доходило до того, что особо горячие головы в своих письмах начальству требовали посадить Ролана Быкова за «очернение образа советского ребенка» и «растление молодежи». Где-то и вовсе местные власти не решались показывать эти фильмы на экранах, несмотря на всесоюзное прокатное удостоверение.
Кадр из фильма «Уроки гармонии»
До Казахстана эта тенденция дошла, но с некоторым опозданием, уже в середине 80-х. Сегодня, к сожалению, широкие массы мало помнят такие фильмы, как «Торо» и «Чапай» Талгата Теменова или «Мутанты» Рустема Тажибаева. В фильме «Мутанты» поднималась проблема ненужности подростков этому миру. Они запирались в подвале, слушали рок-музыку, противостояли взрослому миру. Таким образом, получалось, что взрослые для них были мутантами. А эти самые подростки были мутантами для взрослых. А вот, к примеру, в «Торе» Талгата Теменова (1986 год) поднималась сложная тема семейного насилия. Для зрителей такие фильмы были откровением. В 2013 году эту тему снова затронул Эмир Байгазин в своих знаменитых «Уроках гармонии». Но широкие массы ее так и не увидели – картина была снята с проката почти сразу же, поэтому даже возмутиться толком никто не успел.
В 90-е пришли другие времена. И нетрудно догадаться, что тогда на детские фильмы и вовсе «забили». Исключение, пожалуй, только составляет также малоизвестный сегодня фильм «Волшебный спонсор» от мастера детского жанра Асии Сулеевой. Поскольку кинопрокат в то время был в упадке, да и не только кинопрокат, эту картину никто не увидел.
Кадр из фильма «Книга легенд. Таинственный лес»
После этого опять наступила долгая пауза, чуть прервавшаяся в 2012-2013 годах. «Аншы бала/Каникулы Камбара» Ержана Нурмухамбетова, «Книга легенд. Таинственный лес» Ахата Ибраева, и «Меч победы» руки классика Асии Сулеевой и ее сына Ануара Райбаева. Первый и последний, в общем-то, скроены по старым советским сценарным лекалам при помощи современной техники картины. И этим они и были хороши. Простая, смешная, интересная и где-то трогательная история всегда будет востребована детьми. Ведь они, как никто, остро реагируют на неискренность. «Книга легенд» снята «под Голливуд», а идея создания этого фильма явно продиктована желанием сделать «Гарри Поттера» и «Властелина колец» на основе тенгрианской мифологии. С точки зрения сценария, фильм был намного слабее, чем тот же «Меч победы», а с технологической, напротив, во много раз его превосходил. Более того, специалисты искренне аплодируют Ахату Ибраеву за то, что меньше чем за миллион долларов ему удалось создать хотя бы похожее зрелище, которое в Голливуде стоит десятки, а то и сотни миллионов. Тем не менее, и «Книгой легенд» осталось немало довольных. К слову, тот же Ахат Ибраев снял детский сериал «Санжар мен Кайсар», который на сегодня является чуть ли не единственным детским сериалом в Казахстане. В остальном же детскую тему старательно обходит и полнометражное кино и телевизионное.
Кадры из фильма «Аншы бала/Каникулы Камбара»
Почему так происходит, рассказывает кинокритик и режиссер Тулеген Байтукенов.
– Детское кино в наших условиях заведомо убыточное мероприятие, ну и всем хочется снимать «крутое» кино, а детское - это не круто. Это по частникам. А у государства нет понимания, зачем ему такой продукт, равно как и нет людей, способных сделать его более-менее интересным на фоне зарубежной продукции. Кстати, детского игрового кино во всем мире все меньше - сегмент плотно оккупировала анимация. Ну а технологически мы не можем совершенно тягаться ни с Машей и медведем, ни с пингвиненком Пороро. Хотя опыт свинки Пеппы, создатели которой уже заработали миллиард, подсказывает, что все дело в мозгах. Но я боюсь, что с этим у нас еще хуже, чем с компьютерной графикой.