Жанр социальной драмы в казахстанском, равно как и во всем постсоветском кинематографе, всегда хромал и откровенно говоря, как полноценное кино не оценивался. Ключевая проблема заключалась в том, что все казахстанские кинематографисты, берясь за этот жанр, в первую очередь акцентировали внимание на мэсседже своих творений и только потом на его художественной и технической составляющих. Кроме того, героями отечественных картин, как правило, становились представители некоего слоя общества, чьи проблемы непонятны простому обывателю, будь то выпускники детских домов, люди с ограниченными возможностями, ВИЧ-инфицированные и т.д.
И было достаточно тревожно, когда группа отечественных кинематографистов во главе с обласканным критиками Адильханом Ержановым заявила о создании так называемого партизанского кино, основной задачей которого стало производство безбюджетных картин в жанре соцреализма. Собственно, «Шлагбаум» - это первый продукт новообразованного киносообщества. И вопреки поговорке, первый блин получился ни разу не комом.
Главными героями фильма являются двое молодых людей из разных социальных слоев. Студент, живущий в роскошной родительской квартире в одном из элитных жилых комплексов Алматы и работающий на двух работах боксер, оказавшийся на улице вместе с малолетним братом. Их пути пересекаются всего два раза в день, когда студент выезжает в универ и возвращается домой, а боксер в дневное время работающий стоянщиком, поднимает шлагбаум перед его машиной…
Картина Жасулана Пошанова, наряду с нашумевшими «Хозяевами» Адильхана Ержанова и «Уроками гармонии» Эмира Байгазина становится очередным свидетельством того, что в Казахстане выросла новая плеяда талантливых постановщиков с ярко выраженной гражданской позицией. Однако, если Ержанов и Байгазин в большей степени тяготеют к художественной иносказательности и символизму или (если угодно) фестивальному арту и поискам новых кинематографических форм, то Пошанов создает жесткое, но все-таки в первую очередь зрительское кино. «Шлагбаум» - кино максимально доступное и понятное сегодняшнему зрителю.
Классическое противостояние богатых и бедных у Пошанова, к великому счастью, не окрашивается в сугубо черные и белые тона. Режиссер и сценарист (в соавторстве с Адильханом Ержановым) в одном лице не направляет зрителя, не осуждает и не жалеет ни одного из своих героев и не навязывает свою точку зрения на основной конфликт. «Шлагбаум» - это очень точно выверенная и максимально правдиво рассказанная история двух обычных людей. Хотя, безусловно, у большинства других постановщиков возник бы соблазн противопоставить честную бедноту и богатенького отпрыска нуворишей, обогатившихся за счет простых граждан. Тем более, что достигший своего апогея социальный нарыв из-за «усеновщины», к этому располагал.
Тем не менее, сопереживание у зрителя вызывают оба героя. Пошанов и Ержанов в своем сценарии рисуют реалистичные портреты своих (практически) ровесников, движущей силой которых являются благородные мотивы – любовь и мечта. Один мечтает о спортивной карьере, другой об учебе за границей, но не благодаря папиным деньгам, а собственным умственным способностям. Один беззаветно любит младшего брата и всячески оберегает его, другой влюблен в однокурсницу и пытается добиться ее расположения. Столкновение двух молодых и импульсивных парней, движимых этими самыми благородными мотивами, приводят к кровавой развязке.
Драма обоих героев нарастает как снежный ком, из-за этого общая нервозность атмосферы всего фильма не отпускает зрителя ни на секунду. Благодаря четко выверенному темпоритму повествования, достаточно короткая по хронометражу (чуть больше шестидесяти минут) картина не выглядит куцей, недожатой или незаконченной.
И хотя, как было сказано выше, «Шлагбаум» далек от фестивального арта, с художественной и технической точки зрения фильм, безусловно, достойный. Тут нельзя не отметить блестящую работу оператора-постановщика Азамата Дулатова, в очередной раз подтверждающего звание одного из лучших кинооператоров Казахстана. В частности, сцена драки в ночном клубе, отсылает к лучшим образцам азиатского экстрима и стилистике Николаса Виндинга Рефна. Примечательно, что сама сцена изначально должна была сниматься на улице (по словам одного из создателей фильма), но из-за ограниченных финансовых средств, у создателей картины элементарно не хватило необходимого освещения. Вот так низкий бюджет не только не испортил фильм, но и сыграл на руку его создателям.
Ну и, конечно, преступлением было бы не отметить отличную работу актера театра имени Ауэзова Еркебулана Дайырова и дебютанта Дидара Кадена. На плечи актеров легла довольно непростая задача – создать достоверный портрет наших современников, при этом не уклоняясь ни в героизм, ни в жертвенность. И это им с блеском удалось.
«Шлагбаум» Жасулана Пошанова по праву можно назвать знаковым проектом в казахстанском кинематографе. Во-первых, это образец высококлассного кино при минимальных затратах. Во-вторых, это выход жанра социального кино за пределы нарочитой плакатности и морализаторства. Ну и в-третьих – это пример новой казахской драмы без налета сериального мелодраматизма.
Фестивальная жизнь картины только началась и насколько она будет успешной пока судить рано, а прокатная судьба фильма и вовсе остается туманной. Увы, хотя, как было сказано выше, «Шлагбаум» кино зрительское, но едва ли его можно назвать потенциально кассовым, несмотря на то, что необходимость в подобном кино в нашем обществе созрела уже давно.
Фото из группы "Ассоциация молодых кинематографистов Казахстана" в Facebook