Режиссер Илинка Кэлугеряну создала историческое полотно, которое при желании могло бы стать основой для довольно крепкой авантюрной драмы, но превратилось в нечто большее, а именно в многостороннее исследование на тему влияния кинематографа на личность, общество и государственный строй.
В основе картины лежит история зарождения подпольного видеопроката в Румынии в середине 80-х, когда страной руководил диктатор Николае Чаушеску.
На всю страну работал всего один телеканал, занимавшийся пропагандой коммунистического строя, а небольшая часть иностранных картин, которая доходила до румынского зрителя, подвергалась жесткой цензуре и купированию отдельных сцен, которые могли привести аудиторию к инакомыслию.
Люди запуганы и в любой момент готовы строчить друг на друга доносы. Ситуация меняется в тот момент, когда на видеорынок страны, поступает партия видеокассет с голливудскими и европейскими хитами, озвученная голосом Ирины Нистор. Позднее, ее голос назовут голосом демократии.
Безусловно, интригует форма, в которой режиссер решил «Чака Норриса против коммунизма». С одной стороны, это ностальгическая история, рассказанная завсегдатаями подпольных видеосалонов, но с другой, мы видим конспирологический триллер, в котором Ирина Нистор и ее наниматель Теодор Замфир представлены практически лидерами партизанского подполья.
В определенный момент складывается ощущение, что зритель смотрит фантастическую антиутопию, где герои вырываются из общественных рамок, принимая таблетки в виде фильмов «Рокки», «Рэмбо», «Красотка», «Последнее танго в Париже» и бесконечного количества боевиков с невозмутимым Чаком Норрисом.
К слову, весьма остроумным решением было вынести в название и уделить отдельное время герою интернет-мемов Чаку Норрису. Он становится отдельным героем картины или если быть точнее символом сопротивления.
Тот факт, что в какой-то момент, режиссер теряет баланс между документальной и постановочной частью фильма, идет картине исключительно на пользу. «Чак Норрис…» приобретает необходимую долю кинематографичности, которая позволяет ему разительно отличаться от телевизионных документалок, несмотря на то, что сама картина была снята европейским подразделением HBO. Хотя нельзя не отметить, что автор фильма несколько преувеличивает влияние видеосалонов в борьбе Румынии против режима Чаушеску и выводит его чуть ли не главной причиной событий, после которых страна обрела свободу.
Тем не менее, «Чак Норрис против коммунизма» в первую очередь ценен тем, что емко, ярко и качественно рассказывает о том, что искусство, вне зависимости от того, будет ли это видеокассеты с «Терминатором» или «Топ Ганом», джаз, записанный на «костях» или самиздат, во все времена оказывается сильнее, нежели любой государственный строй. А любая попытка ограничить свободу слова со стороны властей, рано или поздно неизменно приведет к народному сопротивления и вполне вероятно, что той самой искрой для того, чтобы зажечь фитиль в этой переполнившейся бочке человеческого терпения может стать такая невинная вещь, как боевик с Чаком Норрисом.
Фото http://newsrbk.ru