Сразу стоит оговориться, что второй Clique разительно отличается от фестиваля, который прошел в 2014 году. И дело тут не только в том, что в этот раз смотр длился в два раза дольше, и Борису Байкову и Наргиз Шукеновой удалось показать сразу три, безусловно, интересные программы, но и в общем настроении.
Если вспомнить первый Clique, то в нем главенствовали эмоциональные, нервные и динамичные картины, такие как «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Одержимость» Дамьена Шазеля, «Сен-Лоран: стиль – это я» Бертрана Бонелло или «Мамочка» Ксавье Долана.
Была ли эта концептуальная задумка, или так совпало, но почти все картины, показанные в рамках нынешнего фестиваля, были объединены медитативным настроением и чуть ли не каждая вторая пропитана духом ностальгии, а сюжет обязательно обращался к прошлому. Кроме того, можно выделить три основные темы нынешнего кинофестиваля: музыка, кино и воспоминания. Чтобы не быть голословным, попробуем проанализировать нынешнюю программу Clique.
Музыка:
На второй день фестиваля была показана хип-хоп драма Ф. Гэри Грея «Голос улиц», рассказывающая о зарождении жанра гэнгста-рэп на улицах Комптона. Картина, выбивающаяся из определения «фестивальное кино», тем не менее хорошо вписалась в основную программу фестиваля и рассказала о субкультуре, основанной на протесте.
Продолжила музыкальную тему фестиваля – картина «Лондон роуд», в котором реальная история убийства пяти проституток в английской провинции, была облачена, пожалуй, в самую неожиданную форму – мюзикла.
Фактически, «Лондон роуд» - не столько кино, сколько талантливо поставленный и снятый документальный спектакль, в котором одно зло, уничтожая другое зло, породило еще большее зло в лице жителей провинциального городка, которые искренне радуются тому, что маньяк убил проституток, мешавшим им спокойно жить.
Примечательно, что в картине нет ни главных, ни второстепенных персонажей. Тем самым, режиссер показал безликость современного общества.
Наконец, в последний день фестиваля был показан музыкальный фильм «Джулия» Алексея Берковича, в основе которого лежит одноименная песня группы «А Студио». Строго говоря, это не столько художественное кино, сколько музыкальная фантазия, в которой пунктирно обозначенный сюжет о молодом музыканте (первая и единственная главная роль Батырхана Шукенова) служит связующим звеном между клипами первого состава группы.
Кино:
В этом сегменте, безусловно, главенствует связка двух документальных картин – «Чак Норрис против коммунизма» и «Волчья стая». Обе картины были представлены в рамках кинофестиваля «Сандэнс», а «Волчьей стае» даже удалось увезти приз за лучший документальный фильм.
Центральной темой этих картин является безоговорочная победа кинематографа (да и искусства в целом) над тиранией. Причем, если в «Волчьей стаи» эта тема раскрывается в герметичном пространстве нью-йоркской квартиры, то в «Чаке Норрисе…» - это полноценная партизанская война, в которую так или иначе вовлечена большая часть жителей Румынии.
Теме кинематографа посвящено солидное время и в трагикомедии Паоло Соррентино «Молодость», в которой одним из главных героев является сценарист и режиссер, готовящийся к апофеозу собственной карьеры, а на втором плане мелькает голливудский актер, уставший от славы звезды блокбастера про робота (тут явственно чувствуется параллель с недавним героем новостей Шайей Лабафом). Тонкая ирония итальянского режиссера показывает изнанку жизни голливудских небожителей, в которой главную партию, как ни странно, играет эпизодический персонаж Джейн Фонды.
Ну и наконец, тема кино (пусть и достаточно поверхностно) присутствует в софт-порно драме Гаспара Ноэ «Любовь», где режиссер пытается провести параллель между главным героем (молодым кинематографистом) и персонажами «Последнего танго в Париже» и «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи.
Воспоминания:
Пожалуй, самый обширный сегмент нынешнего кинофестиваля. Больше половины картин, представленных в его рамках, в той или иной степени посвящены воспоминаниям о прошлом. К примеру, герои тех же «Молодости» и «Любви» по-разному рефлексируют о своем далеком или недавнем прошлом, фильм Ноэ так и вовсе является сплошным флэшбеком главного героя.
Но главной картиной в этом сегменте (как мне кажется) стала драма «45 лет», где призрак былой любви врывается в размеренную жизнь английской семейной пары, которая без малого полвека прожили вместе.
Призраки прошлого, к слову, не дают спокойно жить и главному герою детективной мелодрамы «Мистер Холмс», и центральным персонажам победителя Венецианского кинофестиваля – фильма «Издалека». Хотя во втором случае, все это достаточно грамотно завуалировано.
Тема призраков прошлого буквально обыгрывается в трех документальных картинах (помимо, «Чака Норриса против коммунизма»). Первый из них - «Проект века», где главными героями стали жители города-призрака, который был построен на Кубе, ради незаконченного советского проекта атомной электростанции.
Второй картиной стала «Франкофония», где режиссер Александр Сокуров общается с призраком Наполеона Бонапарта, благодаря которому в свое время появился Лувр и двумя персонажами, которые спасли экспонаты Лувра от разграбления во время Второй мировой войны – директором национальных музеев Жаком Жожаром и немецким офицером – графом Метернихом.
К слову, «Франкофония» удивляет своей легковесностью и чуть ли не телевизионной формой. На фоне предыдущих картин Сокурова, она смотрится практически развлекательным проектом.
Наконец, третий проект, «Грозный блюз» строится на контрасте между столицей Чеченской Республики времен 90-х и начала 2000-х и сегодняшним Грозным. На фоне показушно процветающего города, несколько женщин занимаются поисками информации о своих погибших и пропавших без вести родных и близких.
Таким образом, мы видим, что фестиваль Clique, несмотря на свою молодость, уже сейчас обретает собственную стилистику и ярко отражает тенденции современного авторского кинематографа.