Оригинальное название: The Hunger Games: Mockingjay – Part 2
Выход в прокат: 19 ноября 2015
Режиссер: Фрэнсис Лоуренс
Создано: Lionsgate, Color Force
Стоимость билетов: от 500 тенге
Просмотрено: за 137 минут
Актеры: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Джулианна Мур, Филипп Сеймур Хоффман, Доналд Сазерленд
Разбитая на две части для кино, книга «Сойка-пересмешница» Сьюзан Коллинз завершает трилогию «Голодных игр». В предыдущем фильме Кэтнисс Эвердин, решительная и волевая участница Голодных игр от дистрикта №12 (Дженнифер Лоуренс), присоединилась к повстанцам из Тринадцатого дистрикта в их революции против засевшего в Капитолии демонического президента Сноу (Доналд Сазерленд), став символом сопротивления. В завершающем фильме серии она не просто вдохновляет повстанцев на борьбу, но и лично выступает с военно-агитационной миссией, направляясь с группой соратников (в числе которых оба любовных интереса героини, Гейл и Пит, а также Финник, Крессида и другие известные поклонникам саги герои) в Капитолий, чтобы убить деспотичного Сноу. Экспедиция сталкивается с массой сложностей, сплошь и рядом гибнут полюбившиеся персонажи, а сама картина приобретает совсем уж мрачный тон – и это при том, что и предыдущие фильмы нельзя было назвать легкомысленным зрелищем.
Книги Сьюзан Коллинз часто сравнивают с книгами Стефани Майер про вампиров и оборотней – и верно, кроме сюжетной конструкции «любовный треугольник из девушки и двух парней» и ориентировки на подростковую аудиторию, обе книжные серии стали своеобразным культурным феноменом, а их экранизации снискали массовый (и кассовый) успех. Предыдущие три фильма по «Голодным играм» собрали в мировом прокате 2 миллиарда долларов, к которым «Сойка 2» прибавит еще миллионов четыреста, а в главных ролях тут сплошные оскаровские лауреаты и номинанты – от Джулианны Мур, Вуди Харрельсона и ныне покойного Филиппа Сеймура Хоффмана до самой Сойки, Дженнифер Лоуренс. Но сравнение это – чисто внешнее. По сути, обе франшизы разнятся так же, как солнце и луна, - и «Голодные игры» куда мрачнее, злее и взрослее своих «сумеречных» соперников, уж на что в них нет ни вампиров, ни прочей нежити. Финальный фильм является самым злым и тяжелым из всех.
«Сойка-2» затрагивает уже не только темы кровавых зрелищ и зависимости общества от них, поднятые первыми фильмами, - темы эти актуальны всегда, со времен гладиаторских боев Древнего Рима, и особенно острые после 11 сентября 2001 года, когда крушение башен-близнецов превратилось в самое жуткое реалити-шоу в истории ТВ. Нет, этот фильм посвящен пропаганде, терроризму и террору, двуличности, отсутствию щепетильности в достижении целей, борьбе за власть и общему ощущению политики как мутного болота. Несмотря на то, что книга была опубликована еще пять лет назад, «Сойка-пересмешница 2» обретает совершенно ошеломляющую актуальность именно сейчас. Сейчас, после терактов, потрясших мир в последние месяцы, в разгар дикого разгула страстей, накрывших мир от Сирии до Донецка, после противоречивых заявлений и действий мировых лидеров, в дни, когда каждый житель Земли смутно ощущает глубокое беспокойство за завтрашний день. Кэтнисс оказывается в гуще событий, понять и принять которые она не в состоянии, но даже более ярким символом общего ощущения запутанности является Пит, которого Сноу подверг промывке мозгов, и который постоянно задается вопросом, что реально, а что нет. Ради манипуляции общественным мнением используются все ходы и все способы, - от откровенной лжи до утонченного коварства, и в итоге зритель проникается таким же острым, как у Пита, чувством параноидального страха.
В фильме героиня решает разрубить гордиев узел нахлынувших проблем одним метким выстрелом из лука, но у зрителей такой возможности, к сожалению, нет.
Самым важным посланием зрителю, которое несет фильм, - и этот глубокий смысл решительно выводит «Сойку 2» за рамки подросткового кино, - становится демонстрация порочности современной политики в том виде, в каком она нам сегодня известна, политики без надлежащего этического контроля. Тирания оказывается изнанкой демократии; вчерашний борец за свободу, убив дракона, обещает превратиться в такого же монстра, выворачивая наизнанку все свои идеалы; люди из одной плоти и крови превращаются в непримиримых врагов – все это не ново, конечно, но по-прежнему злободневно. И то, что голливудский блокбастер с красивыми актерами так остро напоминает нам об этом, - это очень, очень печально.