Оригинальное название: The 5th Wave
Выход в прокат: 21 января 2016
Режиссер: Джей Блэйксон
Создано: GK Films
Стоимость билетов: от 600 до 8000 тенге
Просмотрено: за 112 минут
Актеры: Хлои Морец, Ник Робинсон, Лив Шрайбер
Шестнадцатилетняя школьница Кэсси (Холи Морец) живет в Охайо, США, окруженная любящей семьей (мама, папа, не выпускающий из рук плюшевого мишку братик), попивает пиво на вечеринках и строит глазки капитану школьной футбольной команды Бену (Ник Робинсон). Обычна девочка, обычная жизнь, - размеренное течение которой однажды нарушает зависшее над родным городком НЛО размером с мегаполис. Десять дней космический корабль нагнетает напряжение среди впадающих в панику землян, а потом начинается дежурный апокалипсис – единственное отличие от условного «Дня независимости» в том, что конец света накатывает волнами. Первая отрубит все источники энергии на планете, убив электричество, всякую машинерию и мобильную связь с интернетом - на этом можно было бы и закончить, поскольку современный подросток не может представить себе горшей драмы… Но нет: затем пойдет волна наводнений, потом чума, разносимая миллиардами птиц, и, наконец, появление пришельцев среди человечества – паразиты-инопланетяне занимают тела землян и устраивают резню. Кэсси, ее случайный спаситель, атлетичный фермер Эван (Алекс Роу), и попавший в ряды сопротивляющейся детской армии Бен принимаются за двойную задачу – спасти брата героини и заодно выручить из беды человечество, ожидающее новой, Пятой Волны…
Завязка звучит как многообещающе, так и подозрительно знакомо – кажется, тут есть все, что нравится современным кинозрителям, подавляющее большинство которых составляют подростки. И фильм, снятый мрачно, роскошно и качественно, пытается соответствовать всем ожиданиям. Вполне предсказуемо на выходе получается совершенно диковинная химера, состоящая из плохо сочетающихся элементов, и выглядящая, мягко говоря, странно.
Тут есть и апокалиптический сеттинг, напоминающий «Голодные игры», и армия, состоящая из детей и подростков – очевидный кивок в сторону «Игры Эндера». Имеется попытка разгадать загадки и перехитрить неведомого противника, как в «Бегущем по лабиринту». Наличествует любовный треугольник, отблескивающий всеми оттенками «Сумерек», - только вместо вампира и оборотня здесь героический школьник и, все-таки, оборотень. Есть здесь и попытка сориентироваться на более солидные примеры, - в частности, нагнетающая паранойю атмосфера неуверенности ни в чем, полностью снятая из «Вторжения похитителей тел» (любая версия). Короче, всё, отовсюду и понемногу. В итоге – печальное месиво.
Ощущение катастрофы, происходящей не внутри фильма, а с самой картиной, усугубляют жуткие диалоги и общая заунывная банальность сюжета – и в итоге даже Ник Робинсон, на нюансах отыгравший замечательный фильм «Короли лета», даже прекрасный актер Лив Шрайбер выдают не актерскую игру, а утомительную череду бессмыслиц, проговариваемых с невыносимо напыщенным выражением лица. К великому сожалению, «Пятая волна» являет собой яркий пример неудачного жонглирования шаблонами, - и под этой чехардой гибнет всё: и достойные спецэффекты, и иногда удачно нагнетаемый саспенс, и сам первоисточник. В конце концов, оригинальную книжную серию критики хвалили больше тех же «Сумерек» и «Голодных игр».
Заканчивается фильм весьма самонадеянной заявкой на сиквел – которому, скорее всего, не суждено случиться. Или суждено – в том случае, если неутешительные прогнозы оказались верны и общий уровень IQ на планете трагически упал. Но тогда это будет катастрофой почище Пятой Волны.