Борис Байков, программный директор кинофестиваля Clique
Теплый, как кружка чая, голос бабушки знакомит нас с любимой внучкой в исполнении Дженнифер Лоуренс, ее проявляющийся с раннего детства талант изобретателя и ее бесконечно изобретательную в создании проблем семью. Сложно стать собой, когда бывший муж и отец делят узкое пространство подвала туалетной бумагой, мама не отрывает взгляд от мыльных опер, надо воспитывать двух детей и беречь их от сомнительного вляния тети, а на работе рассерженые клиенты каждый день швыряют в тебя свои жалобы.
Да, это не совсем та Дженнифер Лоуренс, к которой мы привыкли в фильмах Дэвида Рассела: на смену "Пикассо пассивно-агрессивного карате" из "Аферы по-американски" и вдовы-нимфоманки из "Мой парень - псих" пришла тихая, сдержанная, интровертная Джой. Сам Расселл вслед за музой тоже покинул зону комфорта и вместо войны полов отправляет свою героиню на эпическую схватку с детскими страхами, подростковой неуверенностью и усталостью от взрослой жизни.
Ни цинизма, ни мести, ни даже феминизма. Если Эрин Брокович оставляла шрамы в сознании своих пухленьких коллег сильного пола фразами вроде "Я получила 624 подписи, сделав 624 минета за 2 дня", то Джой никогда себе такого не позволит. Она не просто поддерживает и выслушивает старших, она будет заботиться о них даже после того, как они обворуют ее, и не один раз. Почему? Потому что бабушка убедила, что мечты сбываются, стоит лишь о них не забывать.
"Джой" - сказка об утраченной и вновь найденной детской мечте. Кому-то хочется в космос, кто-то рвется в Большой театр, а Джой мечтала делать красивые вещи своими руками. Ближе к финалу в интонации фильма начинают угрожающе звучать ноты гангстерского кино и кажется, будто мы видим становление очередного Карлеоне, только блондинки, но это обман, кровопролития не будет, будет снегопад.
Фото с сайта http://www.foxmovies.com/