В центре сюжета история молодого, обеспеченного и заносчивого мужчины по имени Аскар, в чей круг интересов входит беспробудное пьянство и угрозы прислуге. Узнав, что ему осталось жить не больше месяца, Аскар напивается и садится за руль. Вопреки ожиданиям, пьяное вождение заканчивается не аварией и больничное койкой, а началом новой жизни в семье деревенского мужчины Исатая, его сестренки Айшы и ее малолетнего сына Санжара.
Итак, «Мезет…» яркий пример успешной интеграции «хабаровского» сериального формата в полнометражное кино. Зияющая сюжетными дырами, ляпами, нестыковками и притянутым за уши финалом, комедийная мелодрама, несмотря ни на что, оставляет более-менее приятные впечатления у большинства зрителей. Точно так же, как и советские комедии брежневской эпохи застоя. Такое кино принято называть народным, хотя справедливо было бы именовать ширпотребом.
Режиссер Акжол Абилов, как и многие отечественные режиссеры, начиная от Нуртаса Адамбаева, заканчивая Ермеком Турсуновым вновь обращается к теме «если есть на свете рай, то это казахский аул», и учитывая, что каждый первый казахстанец так или иначе связан с аулами, колхозами, деревнями и поселками городского типа, тема будет работать еще долгие годы.
Контраст города и деревни строится не только внутри сюжета, но и в режиссуре. При просмотре фильма Абилова самыми сложными для зрителя будут первые 20 минут, когда городская жизнь главного героя показана поверхностно и неумело, а актеры просто завораживают чудовищной игрой и жуткими диалогами, которые в реальной жизни никогда не могли бы прозвучать. Режиссер моментально выдает в себе провинциала, показывая быт главного героя и сосредотачиваясь на таких искусственных деталях, как огромный особняк, дорогие костюмы и громоздкие часы (которые, видимо, должны были стать метафорой утекающего времени). Заметно, что в этих искусственных декорациях неуютно себя чувствует не только зритель, но и сам постановщик.
И совсем другое дело аул с его несуетливой жизнью, мудрыми мужчинами, отзывчивой молодежью, очаровательными и робкими девушками, смешными и добродушными участковыми, разудалой свадьбой с танцами прямо во дворе одного из второстепенных героев. Здесь комфортно становится всем: и героям, и зрителю, и режиссеру-постановщику.
Техническое воплощение у фильма на среднем уровне. Есть масса вопросов к оператору, зачем-то снимающему панорамы трясущейся во все стороны камерой и монтажеру, который внезапно обрывает монтажную фразу там, где она по идее не должна обрываться и вставляя в окончательный монтаж совершенно ненужные планы.
Зато актерский состав в фильме смотрелся относительно пристойно. Во-первых, это, конечно, исполнитель главной роли Нуржан Садыбеков, которого почему-то долгое время недооценивали многие отечественные режиссеры, хотя он в свое время просто блестяще продемонстрировал незаурядные актерские данные в сериале Акана Сатаева «Братья». Свою первую главную роль Садыбеков сыграл на твердую «четверку с плюсом». Прилично в формате «типичная казахская девушка-мечта» выступила актриса ТЮЗ им. Мусрепова Гульбахрам Байбосынова, равно как и юный актер, сыгравший роль Санжара. А украшением всего актерского состава стал Ерден Телемисов, который буквально на своих плечах вытащил всю комедийную составляющую картины.
В общем и целом, картина «Мезет или просто жизнь» по факту оказывается ничуть не интересней, чем ее название. Да, она не вызывает особого раздражения. Но и восторгаться тоже особо нечему. Для казахстанского кино подобные фильмы – это своего рода ходьба на месте: вроде бы движение есть, а толку практически никакого. Картина едва ли будет успешна в кинопрокате, просто хотя бы потому, что ориентирована она на зрителя, который привык смотреть кино дома, в тепле, попивая чаёк из пиалы и заедая его баурсаком.
Фото - скрин-шот с официального трейлера картины на youtube