Серое небо настоятельно зовет на фестиваль, чьим главным фокусом являются не очередные геополитические рокировки, а хрупкий мир подростков. Берлинале всегда был ориентирован на молодёжь (еще с 1978 года тут существует специальная секция Generation, посвященная кино молодых и про молодых), но в этом году особенно.
Героев всех фаворитов на данный момент объединяет их незрелый возраст (Being 17, Fire at Sea), или незрелое поведение в возрасте (Boris sans Beatrix).
Кажется, пока на Востоке в очередной раз вспыхивает Холодная Война, на Западе уже ищут средства против нее. Кино, например.
В небольшом гостиничном номере двое вооруженных мужчин напряженно смотрят экстренный выпуск новостей о похищенном 8-летнем ребенке. В небольшой общине с сомнительным культом все верят, что именно этот 8-летний ребенок и есть новый Мессия и надо скорее до него добраться. В коридорах Агенства национальной безопасности уверены, что он способен вскрывать секретные правительственные коды и стоит скорее его "спасти" из рук похитителей.
На фоне очередной тщетной попытки поднять из пепла "X-Files" и сделать их свежими (за счет шуток про Uber), "Midnight Special" - это жемчужина, подарок поколению, которое в 90-х верило, что истина где-то рядом и с невероятной скоростью осваивало всю западную sci-fi и комиксовую культуру - от E. T. и Close Encounters Of Third Kind («Близкие контакты третьей степени») Спилберга, через Starman Карпентера до сериала Twilight Zone (Сумеречная зона). Джеф Николс при этом самый настоящий автор и, несмотря на прорыв в мире больших студий и больших бюджетов, он не потерял ни стиля, ни голоса, и то, что начинается как научно-фантастический триллер, превращается в сказку о вере.
Делая первую заявку на блокбастер, он все равно не покидает своего родного Библейского пояса - условных южных штатов, где традиционно процент людей, определяющих себя как "религиозных", выше - на чьих просторах и происходит действие всех его фильмов, в том числе и Midnight Special. Только если предыдущий, "Укрытие", был о страхе перед отцовством, то этот - об отце, который готов на все, чтобы уберечь своего сына.
Кстати, название фильма, не имеющее еще авторизованного русского перевода, отсылает к одноименной народной песне, исполняемой в стиле кантри-блюз. Ее истоки, согласно доступным источникам, лежат в тюрьмах южных штатов США, а в основе сюжета - легенда о суеверии, возникшем в тюрьме, что рядом с Хьюстоном, заключенные которой верили, что первым на свободу выйдет тот, кому посчастливится увидеть огни Midnight Special - полуночного скорого поезда:
Let the Midnight Special shine her light on me
Let the Midnight Special shine her ever-loving light on me.
Майкл Шэнон становится идеальным инструментом в руках режиссера: его полный одержимости взгляд не дает нам забыть, что в отличие, например, от схожего сюжетно боевика "Меркурия в опасности", фокус совсем не на разоблачении больших конспираций, а на отказе от навязанной тебе официальной властью роли.
Кто-то ждет от 8-летнего мальчика нового Иисуса, кто-то видит в нем угрозу национальной безопасности, но только его папе хватает смелости довериться не своему разуму, а интуиции сына и позволить ему выбирать самому кем быть, ведь дети точно чище, а, следовательно, и лучше нас.
Фото автора и с сайта http://www.warnerbros.com/midnight-special