Выход в прокат: 7 апреля 2016

Режиссер: Аскар Бисембин

Создано: Sunny Production

Просмотрено: за 89 минут

Актеры: Асель Садвакасова, Санжар Мадиев, Берик Айтжанов, Дастен Шакиров, Жанна Куанышева


Двадцатидевятилетняя Анель (Садвакасова) живет в Алматы, работает в банке, с тревогой следит за тем, как все ее сверстницы повыходили замуж и страшится приближающегося дня рождения. Анель могла бы стать мужней женой раза три, но каждый раз мешали события разной степени нелепости. Чашу терпения Анель переполнят свадьба лучшей подруги, которая умудрится таки выйти замуж до тридцати, и собственный день рождения, когда шумная толпа многочисленной родни привычно засыплет именинницу пожеланиями скорейшего замужества и деток. Бродя с не первой за вечер бутылкой красного по осеннему парку, Анель примет полную горсть антидепрессантов, - и уже теряя сознание, встретит восхитительного парня из своих грез (Мадиев). Очнувшись на больничной койке, героиня найдет себя в странной ситуации – новый знакомец принимает ее за свою возлюбленную, с которой он три месяца переписывался по интернету, - и соблазн выйти замуж за Дастана окажется слишком велик, чтобы Анель так вот сразу призналась в недоразумении. Дальнейшие события начнут разворачиваться вокруг попыток Анель соответствовать новой роли.

«Замуж в 30» — это третье выступление режиссера и сценариста Аскара Бисембина на поле  полнометражного кино. Кавээнщик Бисембин принадлежит к плеяде казахстанских кинематографистов, прошедших горнило юмористической империи Маслякова, - оттуда же и другие комедиографы нашего кино, Аскар Узабаев и Нуртас Адамбай. В прошлом году Бисембин, в качестве сценариста работавший над популярными российскими ситкомами, дебютировал с очень удачной картиной «Свадьба на троих», в которой прошелся по казахским брачным обычаям. Причем сделал это с подкупающей легкостью, временами блестящим юмором и заслуживающей почтение наблюдательностью. Публика попытку оценила – фильм добился впечатляющих сборов. И вот, год спустя, режиссер обращается к той же теме – комедия, лирическая мелодрама, свадьба как главный гвоздь сценарной конструкции… Результат, впрочем, отличается.

Опыт работы в КВН сказывается в работах большинства его выпускников – что россиян, монополизировавших солидный сегмент комедийного кинопространства, что казахстанцев. Это легкий, ни к чему не обязывающий юмор; умение выхватить характерные колоритные детали из окружающей нас действительности; писать довольно беззубые, но забавные шутки. Сюда же входят и продуманное нежелание выходить за рамки внутренней цензуры, следуя за требованиями конъюнктуры; обращение к довольно непритязательному юмору, скользящему на уровне чуть выше пояса; наконец, общее ощущение того, что финальному продукту место все же на ТВ, а не в кинотеатрах. Бисембина отличает ряд индивидуальных признаков: умение населить кадр колоритными третьестепенными персонажами, попытки вставлять киноманские пасхалки и некоторая удивительно простодушная прямолинейность. Что «Свадьба на троих», что «Замуж в тридцать» выдают сюжет, главную идею и интригу всего фильма прямо в названии – для аудитории это работает отлично, поскольку не надо рисковать, гадать, что в итоге получишь; но, по большому счету, на таких сюжетных конструкциях гораздо честнее делать десятиминутные сценки для КВН или получасовую серию для ситкома, чем полнометражный фильм.

Этот прием, положим, сработал в прошлогодней комедии; но повторять его – дело рискованное. Смотреть растянутый на полтора часа скетч захочет не каждый, особенно если он с видимыми усилиями переваливается от гэга к гэгу и оперирует самыми заезженными штампами. Шуток, способных заставить зал покатываться от смеха, в «Замуж…» достаточно – но их не хватает на полноценную историю. И на этом пустынном пейзаже начинает теряться и очарование недурно снятого Алматы, и попытки актеров сделать что-либо приличное. Санжар Мадиев, эталонный красавец современного казахстанского молодежного кино, совершил ошибку с этой ролью: у него даже не двухмерный персонаж — Дастан в его исполнении просто сюжетная функция. То, как он ухаживает за Анель, больше похоже на затянувшуюся съемку для гламурной рекламы, а некоторые повадки персонажа проще всего охарактеризовать английским словом creepy. Асель Садвакасова довольно живо хлопочет лицом, изображая инфантильную, но не лишенную очарования алматинку в кризисе – но это начинает утомлять уже после первых тридцати минут картины. Гранд-дама казахстанского кино Жанна Куанышева, играющая мать Дастана, сначала выглядит удивительно неловко, но потом немного оживает. На своем месте только телеведущая и филантроп Адель Оразалинова, чудесно играющая лучшую подругу главной героини, витальную Элю, да сонм третьестепенных персонажей, которым полагается отработать две-три шутки. Да и их всех, впрочем, затмевает неодушевленный герой – бутылка отечественной сладкой газировки, продакт-плейсмент которой старательно размещен почти в каждой сцене.

И, наконец, много вопросов вызывают послания, которые картина адресует зрителю. Или, скорее, зрительнице. Замуж в тридцать, в итоге, - это хорошо или плохо? Кража невесты, этот до сих пор бытующий, вопреки уголовному кодексу, пережиток средневековых обычаев, - преступление или повод одобрительно посмеяться? Какие профессиональные цели должна ставить перед собой молодая казахстанка, - карьера в банковском бизнесе, работа личной ассистентки грубого и очевидно ментально нестабильного олигарха, или все-таки замуж и черт с ней, карьерой?    

Впрочем, в зале во время предварительного показа зрительницы примерно тридцатилетнего возраста как-раз таки смеялись громко и искренне, и на выходе обменивались мнениями о том, как им понравилось. Какие-то струны в их душах фильм, очевидно, задел.