Мади Мамбетов, специально для Vласти
В казахстанский кинопрокат выходят две картины, настолько разные, что сходство между ними может уловить только самый изощренный глаз. Однако и психологический триллер Рефна «Неоновый демон», и ремейк классической sci-fi-комедии восьмидесятых «Охотники за привидениями» объединены одной темой: это фильмы про женщин. И на их примере видно, какими женщин видит современный Голливуд.
Оригинальное название: Neon Demon/ Ghostbusters
Выход в прокат: 21 июля 2016
Режиссер: Николас Виндинг Рефн/Пол Фейг
Стоимость билетов: от 500 до 5000
Просмотрено: 118 минут/116 минут
Актеры: Эль Фанинг, Джена Мэлоун, Карл Глусман, Киану Ривз («Неоновый демон»); Кристен Уиг, Мелисса Маккарти, Кейт Маккиннон, Лесли Джонс («Охотники за привидениями»)
«Неоновый демон» открывается кадром, в котором небесной красоты блондинка, залитая светом софита, лежит на кушетке – на ней дизайнерское платье и потоки крови. Камера отъезжает – и зритель видит, что окровавленная красотка – модель (Эль Фаннинг, Спящая красавица из «Малефисенты»), ее фотографирует мрачный юный фотограф (Карл Глусман, центр любовного треугольника из скандальной порно-мелодрамы «Любовь» Гаспара Ноэ), да и кровь, собственно, ненастоящая. Обман, заключающийся в открывающей сцене, задает тон всему фильму, в котором сюрреалистические видения, полные символизма и почти потусторонней красоты, перемежаются вполне бытовыми кадрами производственной драмы из жизни лос-анджелесских фотомоделей. Героиня Фаннинг, красавица-сиротка Джесси, 16 лет, приезжает в сердце Калифорнии, чтобы начать фэшн-карьеру. Ей встречается целый паноптикум персонажей разной степени ущербности: от лесбиянки-гримерши Руби (Джена Мэлоун, «Донни Дарко», «Голодные игры») до склонного к насилию администратора мотеля (Киану Ривз, «На гребне волны», «Скорость», «Матрица»). Естественная красота Джесси – а Рефну удалось из симпатичной, но простоватой Фаннинг сделать настоящую красавицу, - вызывает у окружающих ее людей совершенно полярные эмоции, от восхищения до дикой зависти, и, в конце концов, кровь прольется уже самая настоящая.
«Охотники за приведениями» начинаются со сцен безобразий, которые паранормальные явления творят в нью-йорском доме-музее Олдриджей, а затем повествование переключается на процесс создания титульного коллектива. Профессор физики Эрин Гилберт (Кристен Уиг, «Девичник в Вегасе») надеется получить постоянную работу в престижном университете, но как назло, из небытия всплывает книга, которую она много лет назад написала в соавторстве с бывшей одноклассницей Эбби Йейтс (Мелисса Маккарти, «Шпион»). Книга называется «Призраки из нашего прошлого» и повествует не о бывших бойфрендах, а о настоящих призраках – ну, во всяком случае, в юности Эрин думала, что они настоящие. Сейчас этот опус служит поводом для ее увольнения – поскольку официальная наука в такую чепуху не верит. Эрин не остается ничего другого, как присоединиться к Эбби и ее напарнице, изобретательнице Джилиан Хольцман (Кейт Маккиннон, комедийное шоу Saturday Night Live), чтобы вновь заняться всерьез привидениями. В скором времени команду пополнят увлекающаяся историей Нью-Йорка сотрудница метро Патти Толан (Лесли Джонс, Saturday Night Live) и мускулистый, но безмозглый красавец Кевин (Крис Хемсворт, «Тор»). Дружный коллектив, который нью-йоркская пресса окрестила «Охотниками за привидениями», начинает рыскать по разным точкам Манхэттена в поисках призраков, попутно совершенствуя свое техническое оснащение и сталкиваясь с препонами со стороны городской мэрии. В своих приключениях охотницы на призраков постепенно понимают, что за необычно высокой паранормальной активностью стоит чья-то злая воля, и что все отдельные инциденты ведут к одному большому событию, которое иначе как «катастрофой» и не назовешь.
Кадр из фильма «Охотники за приведениями»
Новых «Охотников за привидениями» надо смотреть без оглядки на старые фильмы – и тогда эта временами провисающая и не всегда смешная комедия не вызовет сильного отторжения. Хардкорные поклонники классических фильмов 1984 и 1989 годов новинку, скорее всего, невзлюбят – хотя создатели новой картины постарались услужить всем фанатам, вместив в нее все возможные отсылки и камео (здесь появятся практически все актеры из первых двух фильмов). Но в целом получилось добротное кино, полное теплой наивности восьмидесятых.
Кадр из фильма «Неоновый демон»
Другая история с «Неоновым демоном», который ни на какую раскрученную франшизу не опирается, и позиционировался как кровавый эстетский хоррор – а на выходе вышла драма про бешеную конкуренцию красивых девушек в модельном бизнесе и немного про взросление профессиональной красотки. Впрочем, даже драмой это сложно назвать – режиссер Рефн вошел в мейнстрим с очень сильной работой, «Драйв» получил как поголовное восхищение критиков, так и зрительскую любовь. Однако уже следующий фильм датчанина, «Только Бог простит», был неудобоваримой свалкой разных мотивов, в связную историю не складывающихся, но скандальных. Наконец, «Демон» больше всего похож на дико растянутую короткометражку о том, что родиться красивой не всегда хорошо, - смысла во всем этом мало, но красиво до невозможности. Впрочем, у Рефна всегда красиво – с цветом и со светом он работает отлично.
В обеих картинах, чей прокат стартует в четверг, ясно читается одно: режиссерское послание миру о том, кто такие современные женщины. Пол Фейг, из фильма в фильм снимающий картины про смешных женщин, явно восхищен своими героинями – причем совсем не с эстетической точки зрения. В четырех его последних фильмах играет главная толстуха Голливуда Мелисса Маккарти, - да и другие героини привлекательностью не блещут. Хотя поклонникам Saturday Night Live, из рядов которых вышел не только костяк актеров первых «Охотников», но и три напарницы Мелиссы из нового фильма, хорошо известно, что и Уиг, и Маккиннон – женщины красивые. Но для Фейга красота всегда стоит на последнем месте – его героини живые, несовершенные, иногда откровенно гротескные и нелепые, но всегда настоящие и очень умные. Потому что смешные: а мы знаем, что чувство юмора – главный индикатор интеллекта. Плюс Фейг не чурается резко переворачивать гендерные роли: и вот в прошлогоднем «Шпионе» героиня Маккарти затмевает героев боевиков Стэйтена и Лоу, а в свежих «Охотниках» всемогущий Тор Хемсворта выступает в канонической роли «девицы в беде» и «прелесть-какой-дурочки». Во вселенной Фейга равенство полов уже наступило.
Датчанину Рефну до таких высот гендерного равноправия расти и расти – в его фильме бесконечное восхищение женской красотой тщательно перемешано с редкостной мизогинией. Причем одно, как часто бывает, прямо вытекает из другого. В «Неоновом демоне» женщины выступают объектами поклонения, вожделения, страсти и любования – но при этом объектами и не больше. Камера сладострастно ласкает каждый изгиб девичьего тела, раздавая комплименты красоте актрис – но повествование неумолимо скатывается в привычную притчу о женщинах, готовых пойти на что угодно, чтобы выжить в мире мужчин. В этом мире мужчины решают все – кого нанять для очередного показа, или к кому вломиться ночью в номер, - а женщины молча косятся на соперниц, адресуя свою агрессию именно им. В таком контексте совершенным фрейдизмом кажется то, что новый фильм Рефн посвятил своей жене Лив, - что происходит с его браком, хочется спросить, если любовным посланием матери своих детей режиссер сделал фильм, мораль которого сводится к несложному постулату: «страшнее девушек-моделей зверя нет».