Мади Мамбетов, специально для Vласти
На казахстанские экраны выходит один из главных мультфильмов года, - комедийно-приключенческий анимационный блокбастер, посвященный приключениям домашних питомцев. Яркий, шумный и довольно безмозглый – идеальное зрелище для маленьких детей и молодых мамаш.
Оригинальное название: Secret Life Of Pets
Выход в прокат: 18 августа 2016
Режиссер: Крис Рено, Ярроу Чейни
Стоимость билетов: от 500 тенге
Просмотрено: за 90 минут
Актеры: Луи Си Кей, Стив Куган, Эли Кемпер, Эрик Стоунстрит, Кевин Харт
Жизнерадостный терьер Макс обожает свою хозяйку, юную жительницу Нью-Йорка Кэти, и проводит весь световой день у двери - в преданном ожидании возвращения хозяйки с работы. За этим занятием его нет-нет застают забегающие в гости друзья, домашние питомцы из соседних квартир. Так выходит, что всякая квартирная живность – собачки, кошки, морские свинки, канарейки и даже рыбки, - вовсе не тоскуют в одиночестве, а всячески развлекаются: устраивают себе сеансы массажа при помощи блендера, симуляции полета по каньону при помощи вентилятора и так далее. Короче, живут полноценной жизнью, объедают хозяйские холодильники, активно используют бытовую технику (в один момент в кадре появится даже пылесос, управляемый шиншиллой) и да, спокойно таскаются по соседским квартирам.
Тем временем в жизни Макса случаются драматические перемены – Кэти как-то вечером приводит в дом новую собаку, здоровенного ньюфаундленда Дюка, вызволенного ею из приюта. Вынужденный делить внимание хозяйки (а также жилплощадь, еду и даже постель) с новичком, Макс быстро выходит из терпения – да и Дюк оказывается отменным манипулятором. И уже на следующий день пытающиеся сжить друг друга со свету собачки попадают в неприятный переплет: сначала их теряет dog-walker, потом атакуют бездомные кошки, во главе с крайне неприятным и явно психованным сфинксом, а затем они и вовсе оказываются в фургончике службы отлова уличных животных. Приятели Макса – влюбленная в него шпиц Гиджет, пара псов, страдающая ожирением кошка Хлоя, канарейка Горошек, и несколько внезапных союзников, - начинают операцию по спасению друга, а Максу с Дюком приходится присоединиться к революционному движению брошенных хозяевами питомцев, которых возглавляет харизматичный кролик Снежок.
«Тайная жизнь…», произведенная компанией, создавшей «Гадкий я» и «Миньонов», не отступает от своего рецепта успеха – экшн, россыпь шуток (многие из которых весьма невысокого полета, а некоторые совершенно теряются в переводе) и гэгов, неглубокая, но бьющая в лоб сентиментальность. Эта волшебная формула работает безотказно – дети в зале будут заходиться от смеха, да и большинство непритязательных взрослых тоже расхохочутся до колик. Однако бездетный зритель старше 20 лет рискует заскучать – особенно в первой трети картины, которая не балует ни оригинальностью повествования, ни особыми шутками. Да и дальше происходящее в кадре несколько разочаровывает – фильм пошел по пути агрессивного маркетинга, принятого многими студиями последних лет, и практически весь смешной материал впихнул в трейлеры. В итоге зритель валит в кинотеатры – а самое смешное, оказывается, он уже видел. Это никак не мешает, впрочем, «Тайной жизни…» собирать уже месяц колоссальную жатву в мировом прокате – на счету картины уже больше полумиллиарда долларов.
Такие кассовые успехи внушают почтение – но никак не отменяют того факта, что «Тайная жизнь» как фильм рядом не стоит с подлинными шедеврами анимации. Бесхитростная формула «взять оригинальную идею-напичкать повествование погонями и твистами-добавить шуточек-всё!» в наши дни выглядит несколько анахроничной. Pixar ставит невероятные эксперименты над психологией зрителя, копаясь в подкорке взрослых и развлекая при этом детей. Laika удивляет неортодоксальной анимацией и сюжетами («Паранорман», «Семейка монстров»). Ghibli в мультфильмах Миядзаки поднимается до уровня высокого искусства. Даже крупнейший игрок на этом рынке, стародавний Disney, умудряется удивлять – последний фильм студии, «Зверополис», вполне тянет на шедевр. А Illumination Entertainment преспокойно продолжает копаться в песочнице, оставляя революцию на долю других.
Ведь смотреть ту же «Тайную жизнь…» надо только маленьким детям или тем взрослым, которые могут наглухо отключить всякую логику и уподобиться младенцу в святой вере. Ведь только дети могут принимать все, происходящее на экране, на веру, и не дать червю сомнения шанса. Взрослый же будет даже в сказке искать логику и порядок. Какой, например, посыл дает зрителю заявленная идея революции брошенных животных, если Че Гевара этого движения в финале сдается на милость маленькой девочки? Зачем в откровенно детском мультике гомерически смешная, но смешная именно своей жестокостью, сцена гибели – ничем, кстати, неоправданной, - одного из персонажей? И как, наконец, уживается в канализации Манхэттена огромный зверинец, напичканный хищниками и травоядными, где, словно в новозаветных видениях, бок о бок стоят громадный крокодил и татуированная свинюшка? Тот же «Зверополис» давал на этот вопрос четкий ответ – и даже построил на нем свое послание миру.
Вообще, всякий большой (да и любой, в общем-то) мультфильм должен ясно транслировать юному зрителю определенную мысль, мораль, если угодно – как бы «по-советски» это не звучало. В чем посыл «Тайной жизни», для автора этого отзыва осталось загадкой. Но татуированная свинья ему понравилась, врать не станем.